УРЛАЙТ № 9/10

Апрель 1986


Новый враг - пидороштия (о статьях в газете "Вечерний Кишинев")

Наши публикации

Во весь голос

Звездный час 31-го отдела

Рок-неделя диско-клуба

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ: Музон катит

РОК-ХРОНИКА

Проект устава Московской Рок-лаборатории


Новый враг - пидороштия

Самый лучший способ сохранить здоровье и душевный покой - не иметь общих дел с прессой: не читать газет, не слушать радио, не смотреть телевизор. Я так и делаю. Правда, небольшие дозы, но в чисто научных целях, я все же принимаю - в ... при чтении мелко нарезанной ..., однако это не в счет.

Но на днях мой статус кво был нарушен. Друзья принесли мне вырезки из двух номеров газеты "Вечерний Кишинев" за сентябрь 1985 г. /№ 216 и № 217/. Статья под заголовком "Кому подыгрывал интеллектуальный рок?" /в кругу ложных ценностей/, автор Л.Дорош. Любопытное название. "Интеллектуальный рок" - свежо. А вот вопрос традиционен. Кому подыгрывал интеллектуальный рок? - Неужели опять ЦРУ? Подожди, читатель, узнаешь.

Не легка работа у рок-музыкантов, тернист и порой драматичен их жизненный путь.

Мы разговариваем уже более трех часов. Утреннее солнце успело подняться в зенит и спрятаться за стеной соседнего дома. Прошумел и высох на асфальте дождь. А необходимой ясности в разговоре пока нет. Время, поступки сами ответят, осознает ли мой собеседник, что жизненные блуждания - привели его, Александра Симонова, к самой черте, к той грани, за которой - измена идеалам общества, взрастившего его ...

Не легка работа и у цензора.

 

... А пока мы говорим с ним о том, как неожиданно для него самого в его жизнь вошло ... богоискательство и как это повлияло на судьбу музыкального коллектива, где Саша был солистом.

Не идут рок-музыканты к цензору, не несут свои тексты литовать. Окопались по ДК, ДЭЗ, а то и просто по квартирам - играют и ГЛАВЛИТ /цензуру/ не спрашивают. Ну, как же бдеть в таких условиях?!

Ответ один: навалиться всем миром - сделать бдение делом всенародным. Обязать бдить каждого, в округе, скажем, 12 кв.м /не считая излишков/ - крамола вся изведется!

Друзья Симонова создали свой, не похожий на другие, коллектив. Интеллектуальный рок. Но уже на первоначальном витке успеха /!/ их стало "заносить".

Опять нерешенный вопрос, завещанный прошлым: "Что лучше: перебдеть или недобдеть?" Например, перебдишь, напишешь донос на дискотеку, а выяснится, что дискотека полезна - организованный досуг, молодежь отдыхает, отвлекается от пьянства и алкоголизма, завязывает предбрачные отношения - короче, человеческий фактор. Без него сейчас никуда. Так что перебдишь - промашка выйдет, недобдишь ... Сами понимаете - ЦРУ на хвост наступает. .

Очевидно поэтому, как "заносило" группу Симонова, Дорош не рассказывает, но пишет целую поэму о бдительности, которую мы приведем потом.

И вот уже звучат со сцены Дома культуры псевдофилософские песнопения мистического тембра.

Но, конечно…

 

Оригинальничать в этом направлении им долго не дали. И правильно сделали...

Хотя…

 

Какое-то время /?/ ансамбль все-таки выступал со своей программой. Ребята пели, играли, "воспитывали" слушателей.

Потому что ...

 

Это очень важный момент: не должно у читателя сложиться мнения, будто "закрыли", "запретили" творчески здоровый коллектив. Это будет неправильно. Нет!

Нет! И закрыли, и запретили! Но ..

 

Только сделали это, к сожалению, не те, кому следовало это пагубное для ребят заблуждение пресечь сразу, и по прямой служебной обязанности.

Раньше, наверное, было легче. "Кто не с нами, тот наш враг, тот должен пасть!"

Надо было только внимательно следить, что делают "наши", а остальное запрещать. Сейчас дело иное. Сейчас надо следить за пользой дела. А где она, польза-то?

Вот, здесь-то и нужна пресса! Приводной ремень цензуры, дубина общественного сознания. Пусть там наши ученые решают, где человеческий фактор, а где "ложные ценности" - главное, пресса. Когорта наших талантливых журналистов вовремя должна публиковать результаты, чтобы запах крамолы был доведен до каждого бдящего носа. Такова актуальная задача прессы. Этим она и занимается. Таков и Л.Дорош.

У него появились новые знакомые: некий Вадим из Перми, бывший наркоман, несостоявшийся йог, а к моменту знакомства с Александром - ярый приверженец доморощенной "философской мысли". Он давал Саше книги... ... Социологи провели исследование и пришли к заключению: человек, который даже короткое время следовал философии йоги, в социальном отношении для общества потерян, он погружен в себя, живет только личными интересами.

Свободное развитие каждого есть гарантия свободного развития всех, т.е. общества. В конце концов, каждый живет только личными интересами /а не чужими/ - вопрос в том, какие это интересы. Отрицать в качестве личных интересов религиозные поиски - значит, отрицать свободу вероисповедания /см. Сов.Конституцию/.

Л.Дорош печется о производительности труда и интенсификации производства, что и говорить, самоуглубление для производства опасно. Но что ж поделаешь, Дорош, не хлебом единым жив человек!

Долго, мучительно долго идут директивы в далекую Молдавию. Нелегко дается и новый деловой подход. Должно быть, поэтому Л.Дорош /в следующем номере газеты/ обрушивается на автора текстов и музыки Василия Непоту /который для Дороша просто Вася/.

За то, что группа "регулярно подрабатывала на свадьбах" и получала за это деньги - она бяка. Они ссорились при дележке. Во как! А еще поэты, музыканты с "мистическим тембром песнопения"! Бяки! Бяки! И еще десять раз БЯКИ!

Дошло дело и до текстов песен В. Непоту.

 

Я читала ваши стихи, Василий ...

Ба! Да оказывается Дорош - женщина! А я фамилию не склонял. Ну, да ладно.

 

Я читала ваши стихи, Василий. Псевдо-значительность - это в них есть. А поэзии, простите, нет. Ни философской, ни какой другой. Хотелось бы найти в одном из текстов мысли о нашем сегодняшнем дне, о том, какими радостями и заботами живет на большой планете человек. Мир ваших стихов, Василий, узок и сумрачен. И не на вашей ли совести уход ансамбля от исполнения современных песен?

И еще один вопрос ...

 

... почему люди, ответственные за репертуар, идейный настрой участников ансамбля, не хотят думать, чем может быть чревато это сочетание "исканий" недоучившихся музыкантов, жаждущих самовыражения, с их активным стремлением побольше заработать на свадебных подачках?

И, не дождавшись ответов ...

 

... должно же срабатывать то, что мы /кто это "мы"? - Д.В./ называем социальным иммунитетом, стать упругой нравствен-но мускулатура!

Вот так каждого превращает Дорош в лягавую суку. На сей раз, братцы, травить будем интеллектуальный рок.

Долгое время пресса отрабатывала стойку у культработников и широкой публики на, так называемый, "грязный" рок, тексты которого занижены, заземлены, а теперь Дорош и над ней стоящие кричат "фас" на "высокий", интеллектуальный рок, чтобы не дай Бог не случилось, что

 

... не нашлось никого, кто бы всерьез забеспокоился, осмыслил для себя понятие бдительности так, как понимает его сегодня каждый социально активный, политически зрелый человек, решительно встряхнул бы Сашу, громогласно назвал бы своим именем его затянувшуюся игру в новомодный мистицизм. Их не нашлось ни в среде знакомых Симонова, ни в коллективе работников культуры.

Нет хуже, когда тебя рядят в агенты Ш отделения, когда тебе на дом высылают инструкции как бдить, на кого стучать! Вот почему меня тошнит от статьи Дорош и подобных статей московских, ленинградских, свердловских шавок.

Хотя, пожалуй, сейчас в московской или центральной прессе такой статьи появиться не может. Сейчас моден человеческий фактор. Модна "гласность". Не такая, конечно, что каждый может высказаться. Просто, если сейчас затевается в прессе разговор, его модно доводить до конца. Без загадок. А в статье Дорош сплошь загадки: кто, кого и за что? - так и осталось непонятным, что же собственно случилось с Александром Симоновым? Гадайте сами.

 

То, что произошло с Симоновым, опасности для общества уже /!/ не представляет. Движение к крайней черте было остановлено. Два месяца обстоятельных бесед /где и с кем? - Д.В./ и последовавших раздумий дали Александру больше, чем двадцатилетнее скольжение по жизни.

Вот так. "Мир ваших стихов, Василий, узок и сумрачен". Зато теперь, наверное, станет веселее. Есть от чего!

То, что Дорош - шавка, это ясно. Она лишь доканчивает травлю, преследование, начатое "людьми в сером". Дорош - серая шавка. Но вот, что всего отвратительнее: эта шавка в своей статье не только добивает Александра Симонова, Василия Непоту и других рок-музыкантов, она "работает" и над нами, читатель! Пожалуй, это ее главная цель. Вернее, главный социально-производственный заказ.

Конечно, Дорош, а вместе с ней и серый Кишинев выступили не в струю с новыми веяниями. Прагматизмом и человеческим фактором. Но! Рок-группа А.Симонова и В.Непоту, по всей видимости, уничтожена! Где гарантия, что подобная судьба не ожидает столичные группы, когда мода на "фактор" пройдет?!

Я не призываю к бдительности, ибо нам нечего бдить. Я призываю все помнить. Ничего не забывать.

Свою гнусную статью Л.Дорош заканчивает нравоучительной цитатой Льва Толстого: "Жизнь без нравственного усилия - это сон". Что ж, в своей статье я, кажется, это усилие сделал.

Д.В.
1985 г.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Недавно к нам в редакцию доставили интересный документ, успевший до этого получить широкое распространение в столичных рок-кругах, в частности, в пресловутой лаборатории. Мы не отказали себе в удовольствии его опубликовать. Но для начала - несколько слов о реакции на него со стороны разных тт.

Б.Т.Мусурманкулов* и компания. Провокация подпольных бизнесменов, чтобы зарабатывать бабки.

В.Х.Шумов /ЦЕНТР/ и компания. Идеализм. Такого никогда не будет.

Интересно, что же такое предложили авторы документа, что за крамолу пытались они протащить? Наверное, религиозную пропаганду, воинствующее старообрядчество или порнографические открытки?

Да нет. Всего лишь ту самую модель самоуправляющегося и основанного на хозрасчете молодежного музыкального клуба, который:

А. Давным-давно существует в Венгрии, ГДР, Польше етс. и даже кое-где в Прибалтике;

В. Якобы разрабатывается в недрах Мин Культа;

С. Имеет с ныне существующими суррогатами типа Ленинградского рок-клуба и его московской недоношенной сестричкой не больше общего, чем кассета BASF хром-диоксид с кассетой МК-60.

Реакцию т.Мусурманкулова мы вполне понимаем. Авторы документа не постеснялись замахнуться на древний /см. "История древних веков" для 6 класса/ цеховой принцип в организации культурной жизни общества, и потребовать справедливой оплаты за творческий труд художника, независимо от наличия у него разных бумажек. Что же тогда будет делать сам Мусурманкулов, если его бумажки вдруг станут никому не нужны, и люди просто пойдут слушать песни, которые им нравятся?

Труднее разобраться в позиции того хора евнухов, который бесплатно услаждает своим пением вышеуказанных мандаринов. Если уж видеть в "Проекте" идеализм, то только в том, что авторы серьезно рассчитывали получить от него конструктивный ответ как раз от людей, материально заинтересованных в том, чтобы не допущать ничего подобного.

 


* Мусурманкулов Б.Т. - главный надзиратель за "ВИА" от Моск.упр.культуры, он же по совместительству - "босс" рок лаборатории.


ВО ВЕСЬ ГОЛОС

Чекасин в Москве. Событие. В последние годы частое, но событие. Камерный зал Олимпийской деревни, "Москворечье", ДК МВТУ - вот, пожалуй, и все его московские адреса. Два-три концерта на одной из этих московских площадок собирают несколько сотен любителей музыки Чекасина из нашей восьмимиллионной аудитории. Залы всегда переполнены, и венчает концерты один и тот же номер - рев, свист, топот, бешеные овации распаленной толпы. Но все в наш цивилизованный век имеет конец - утирая пот и наглухо упаковывая свои инстинкты, публика расходится. Интересно, о чем думает в эти минуты Маэстро? Торжествуя, переживает свой триумф, или, полон горечи, скорбит о том, что капризная и переменчивая Слава повернулась к нему, маня /заманивая?/ на вершину артистического Олимпа? А не ради ли таких вот минут Чекасин пытается /и не без успеха/ преодолеть маргинальность нового джаза?

Помогает ему обычно пианист Олег Молокоедов, бас-гитарист Леонид Шинкаренко и барабанщик Гедиминас Лауринавичус. Двое последних известны по квартету Пятраса Вишняускаса - квартету учеников Чекасина /этот квартет идет в джаз своей дорогой, и, несмотря на это, успел завоевать звание лауреата Всероссийского конкурса артистов эстрады!/. Олег Павлович Молокоедов принадлежит к среднему поколению джазовых музыкантов /среднему по возрасту, а отнюдь не по уровню мастерства/. Ритм-секция сильная, но на концертах используется лишь в качестве фона для неистощимого Чекасина. На сових традиционных инструментах - саксофоны, кларнеты, флейты - Маэстро просто великолепен. Временами утончен и изыскан, временами грубо требователен, он сменяет маски как опытный лицедей, представляющий нам галерею типов и характеров. Но за всем этим внешним разнообразием персонажей ни на минуту не теряется лицо самого Чекасина - музыканта номер один нашего джаза /интересно, кто номера два, три и двадцать восемь?/..

Квартет Чекасина молод /квартет, а не его участники/, но уже успел записать две пластинки с одинаковой программой, но с разными названиями. На фирме ЛЕО РЕКОРДС не так давно вышла пластинка "Ностальгия", эту же программу записала и "Мелодия", но уже под названием "Воспоминание". Не правда ли, очень мило?

Иногда /теперь уже редко/ Чекасин играет в трио Ганелина, иногда дуэтом с О.Молокоедовым, иногда с Л.Чижиком, как-то раз выступал в Москве с Сергеем Курёхиным /и этот "как-то раз" даже записан на пластинку все той же вездесущей ЛР под названием "Упражнения"/. Иногда квартет расширяется и становится квинтетом - в нем появляется голос Валентины Пономаревой, а в последнее время - Татеник Ованесян. Один раз в Москве квартет расширился до биг-бэнда - биг-бэнда Вильнюсской консерватории - биг-бэнда Валентина Чекасина. Но, как поется в известной песне Шелтона Брукса, это было лишь однажды. А жаль - зрелище необычайное. Выступление биг-бэнда привлекает какой-то первозданной свежестью, непосредственностью и наивностью музыкального мира, начиная с выхода из зала диксиленда /да, и диксиленду нашлось место в программах Чекасина/ и весьма разнообразного размещения оркестра на сцене и кончая сочетанием "вкусно" исполненных традиционных свинговых эпизодов с авангардными "развалами" и внеджазовыми темами и интонациями.

В один из приездов Чекасин предельно сократил свой ансамбль - он выступал соло. Программа называлась "Монологи". Инструментов хватило бы на небольшой оркестр, но Маэстро управлялся с ними один. Вообще-то программа была не сольная, а дуэтная, но так как дуэты Чекасин играл сам с собой, с предварительно записанной на пленку партией рояля, даже не с одной, а двумя партиями - на разных дорожках /переключая дорожки, Чекасин-первый включал в игру то Чекасина-второго, то Чекасина-третьего/, то название "Монологи" все же правомерно. Помимо трех роялей в программе участвовала пара синтезаторов, разнообразные духовые и ударные инструменты. Причем последние постоянно перемещались по сцене /конечно, не без помощи Маэстро, который играл на них, прогуливаясь вдоль рампы, и, кстати, носил их довольно аккуратно, если сравнить с одной из его предыдущих программ, где он и Пятрас Вишняускас просто гоняли тарелку по сцене, нещадно ее бросая и пиная ногами/. Закончилась программа "успением" автора монологов на заранее приготовленных стульях. Он еще немного поиграл на альте лежа, а потом окончательно затих под звон колоколов, доносящийся из синтезатора - этого консерватора и могильщика живой музыки - воистину кладбищенские функции кладбищенского инструмента!

Очень интересны опыты Чекасина с разрушением границ между сценой и залом, воссоединение артистов и аудитории, разведенных по обе стороны рампы тысячелетней практикой профессионального искусства. При этом звучащим инструментом Маэстро становится весь зал. Люди, купившие билет и пришедшие слушать музыку, вовлекаются в сам процесс ее создания. Причем провоцируют аудиторию на такое активное взаимодействие с музыкой предварительно проинструктированные и "подсаженные" в разные концы зала музыканты. Этих музыкантов можно назвать "центрами кристаллизации" - они не остаются одинокими в своих диалогах со сценой - люди, побывавшие на таком представлении, на следующий концерт приносят свои инструменты: свистки, погремушки, блок-флейты; на одном из концертов были даже альт-саксофон и скрипка. Помимо чисто акустического пространственного разделения звучания, для Чекасина важны в таких концертах попытки воссоздания атмосферы коллективного музицирования, не отягощенного сознанием непреодолимости барьера высокого профессионализма. Конечно, такие опыты можно проводить лишь в аудитории, музыкально чуткой и открытой для разной музыки - от фольклора до академического авангарда, но это путь в будущее, путь, по которому идут и адепты другой музыки, например, Д.Покровский со своим ансамблем. Весьма символично происходящее в кульминации программы воссоединение квартета Чекасина с музыкантами из зала, они поднялись на сцену и ... долой напыщенность и чванство Москонцерта.

Программы Чекасина, показанные в Москве, многочисленны. Это и "Восточная сюита", и "Опера", и "Нестандартные стандарты" и целый ряд других, без объявленных названий, но несколько слов нельзя не сказать о программе, с которой начинался квартет, теперь уже классический квартет Чекасина, о теперь уже классической для Чекасина "Ностальгии". Недаром именно она в двух вариантах звучит с пластинок /даже в трех, если считать отрывок в записи с ленинградского фестиваля "Осенние ритмы" - 83/, недаром именно но ней мы сверяем свои впечатления от новых программ Маэстро, недаром он сам возвращается к ней снова и снова. Тема неслучайная - ведь почти одновременно с программой появился фильм с тем же названием. И тема работает. Программа программна. Во всей музыке, а она очень разная, ощущается какой-то иронически-ностальгический /ностальгично-иронический/ контекст. Доброе, сыновнее отношение Маэстро к создавшему его музыкальному миру. Полное осознание всей тщеты попыток возродить, наполнить жизнью былые звукомиры, и тем не менее, овеществление, причем с блестящим техническим совершенством, этих попыток. И от этого, подчер-киваю, осознанного противоречия рождается новое музыкальное качество. Монтаж архаичного звучания древней музыки; прозрачных и пронзительных наигрышей народных музыкантов; величественной и строгой музыки барокко; ясного и радостного моцартианства; мятущегося и потрясенного романтизма /да-да, Маэстро не чужд роман-тизма/; Прокофьева, Стравинского /стриков с приставкой "нео"/; сладкого и щемящего дыхания садовых духовых оркестров; добрых старых тем Уоллера, Керна и Берлина, Чарли Паркера, Джона Кол-трейна, Арчи Шеппа и Гато Барбьери, наконец, трио Ганелина; наконец, прежнего Чекасина - это своего рода музыкальное приношение Маэстро. Стоя на пороге новой музыки, Мастер поворачивается лицом к былому и снимает шляпу - дань уважения истокам - жест почтительный и благородный.

Ведь мы привыкли к другому Чекасину - ернику и хулигану, "бросающему с парохода современности" любые достижения музыкальной культуры, якобы не имеющему ни учителей, ни авторитетов, карнавальному шуту, скомороху, подвергающему осмеянию Баха и Оффенбаха, Вебера и Веберна, Верди и Монтиверди. Даже в "Ностальгии" он заставляет нас продираться через свой привычный облик. Чего стоит, хотя бы, его сценическое облачение: красные лакированные бутсы, зеленые носки, короткие, до щиколоток, брюки, красная рубашка и серебряный парчовый галстук неимоверной ширины! Но вся эта шелуха довольно быстро слетает /фигурально выражаясь, конечно/ и перед нами предстает не скоморох, а, если выбирать термины из этого же образного ряда, юродивый - воспаленная совесть эпохи.

Еще одна неожиданность - в трио Ганелина Чекасин обычно выступал в роли солиста-импровизатора, здесь же он, блистая в своем обычном амплуа, является еще и творцом всей программы - композитором, причем композитором опытным и незаурядным /что подтверждает весь его дальнейший творческий путь/. Ясно, какие трудности представляет собирание воедино столь разнородного материала, создание убедительного коллажа калейдоскопически сменяющих друг друга музыкальных картин. Программа представляет собой непрерывный круговорот рождения и смерти. Сама себя отрицающая и возрождающая музыка, подобно змее, кусающей собственный хвост. На наших глазах возводятся и разрушаются музыкальные капища, на обломках которых тут же вырастают новые. Язык Чекасина порожден урбанизированным и механизированным миром: живая душа стремится не раствориться, не подвергнуться нивелирующему воздействию современной цивилизации. На его гербе начертано: "Обретение языка", ведь "улица корчится безъязыкая" ..

Интересно замечание Чекасина о "Ностальгии": "Программа развлекательная!" А как говорит словарь "Живого Великорусского языка" Даля слово "развлекать" произошло от слова "развлачать", то есть "разоблачать" в современном звучании.


ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС 31-ГО ОТДЕЛА

11 января сего года в жизни московского рока произошло событие сложное и противоречивое, но, бесспорно, значительное событие. Как-то: в снискавшем себе известного рода славу ДК им.Курчатова состоялся перенесенный с конца декабря новогодний рок-вечер. Произошло это в тот памятный период, когда Блеваторий, доведенный планомерной критикой слева до оголтелого авантюризма, временно позволил себе основательно закусить удила. В результате запоздалое новогоднее рок-празднество, на которое пришелся пик оного периода, вылилось в весьма занятную акцию, достойную отражения в нашей прессе. Бесспорно, социальный смысл этой акции, равно как и всех прочих блеваторных действ был крайне непригляден - крикливо заявить о безудержной левизне, якобы царящей в Блеваторий, дабы засосать очередную порцию усталых и доверчивых. Цену этой левизне мы видим уже сегодня. Но нельзя и пройти мимо параллельного значения новогодней акции /которое, правда, кое-кто, увы, считает основным и единственным/ - она так или иначе явилась своего рода смотром основных сил московского рока. Правда, в вечере, естественно, не участвовала "ДеКа", по-прежнему заметно опережающая по творческой значимости прочие столичные команды, в том числе и всех участников празднества, но остальные лидеры московского рок-фронта - и подлинные, и дутые - были представлены достаточно полно.

А именно: в концерте участвовали ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, МОЛОДОСТЬ, ЗВУКИ МУ, ЦЕНТР, НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, БРИГАДА С, БРАВО, а также почтившая нас визитом МАНУФАКТУРА - знаменитый лауреат первого ленинградского рок-фестиваля 1983 г. Все участники исполнили по пять-шесть композиций, и, как мне кажется, в достаточной мере обнажили свое творческое лицо.

Вечер открыл ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - одна из удачных новинок сезона. Официальная версия возникновения команды гласит: наиболее творческие силы 27-го КИЛОМЕТРА, угнетенные кондовостью ансамбля, вычленились из него, модифицировались и появился ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, одно название которого способно, не правда ли, вызвать известный трепет. ОТКАЗ, представивший фрагменты из своей фирменной программы "Гробовое молчание", оказался без стеба очень занятной группой: "Километр" и он - земля и небо. Зал услышал /правда, не совсем просек/ своеобразные и довольно стремные тексты, равных которым, пожалуй, после него уже никто не выдал; и довольно интересную музыку. Тексты ВО - это вообще заметное явление в московском роке, обладающее своей эстетикой - одни только образы чего стоят, "алый бисер за серой подкладкой", например. Другая композиция пронизана прямо-таки экстатической антипионерской экзальтацией: в конце ее на сцену, пародируя брейк, вылетела зловещая живая модель пионера, вскрывшая родство пионерского салюта с отдельными приемами каратэ. Еще в одной вещи у героя ее в гостях появляется легко узнаваемый персонаж в сапогах и с нимбом на голове. И вот:

Он мне сказал: пойдем со мной!
Он приказал: пойдем со мной!!
Он закричал: пойдем со мной!!!

Зал, затаив дыхание, ждет: куда?!

- Есть праздничный пирог.

Да, друзья, это настоящее искусство! Но справедливости ради нужно отметить и негативные моменты в выступлении ОТКАЗА - в частности, кошмарно невнятный саунд. Хочется верить, что виновен в этом был только один аппаратчик...

Следующим номером выступал НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ. Эта команда всегда была для меня загадкой. Она с самого рождения своего без конца выпускает высочайшего качества скучные слюни, но существует масса фанов, всегда готовая их заглатывать не без известного энтузиазма. Почему?!! Впрочем, задаваться такими вопросами - все равно, что спрашивать себя, каким образом у нас раскупается колбаса.

Но в этот вечер ПРОСПЕКТ превзошел даже обычного себя. На сцену вышли Борис, Ваня и Наташа, причем Борис был без гитары, которую благополучно перевели на болванку к басу и драмсам. Неразлучной троице оставалось только, что-то напевая и по-пискивая на клавишах, развязно топтаться на сцене. Подозревай я в ПРОСПЕКТЕ избыток серого вещества, я бы решил, что назревает великий стеб: что на следующее выступление проспектианцы выйдут, переписав на болванку заодно и клавиши с вокалом, и подо все это начнут молча, нарочито идиотски, приплясывать, внутренне кайфуя от неисчерпаемости глубин иных тусовщиков, кои привычно потащатся и от этого вселенского маразма. Дай-то Бог, чтобы этим все и кончилось.

ПРОСПЕКТ на сцене сменила МОЛОДОСТЬ - бывший якушинский ОТВЕТНЫЙ ЧАЙ. Якушин на сей раз преподнес публике роскошное шоу, явившееся, на мой взгляд, замечательным символом всей блеваторной политики новогоднего периода. Внешне шоу смотрелось крайне эффектно и динамично: Якушин бодро скакал по сцене в образе гротескного технократа, вся команда также держалась подчеркнуто раскованно и пыталась делать брэйк. В композиции "ЭВМ" якушинский технократ расхоже имитировал заворот на калькуляторе, и народ послушно потащился. Под конец же Якушин окончательно распоясался: в песенке про некий папин сарай нежно-золотистая модель этого сарая была вынесена на сцену и совершенно буквально сожжена под дикие вопли МОЛОДОСТИ. При этом по залу летел зловеще тлеющий черный пепел. Где пожарники, где?! Поди пойми. Под сожженным сараем, кстати, пипл мог узреть любой приятный его сердцу символ - от чего в шоу МОЛОДОСТИ замерцал даже известный левый радикализм, которого на деле там, наверное, таки не было. Итак, много шуму, треску, гиканья, дыма - аж не без огня - и во всей этой бездне понту нелегко было ощутить кроющуюся за ней дешевую пустоту. Не запомнилось ни одной приличной вещи, темы, ни одного риффа, ни пары строчек - от концерта осталась лишь клевая пачка Якушина, да полыхающий сарай. Ту же идейную структуру, на мой взгляд, носила вся левацкая новогодняя блеваторная кампания - бесконечное трескучее пустозвонство для скучающих любителей развешивания ушей.

Но вот МОЛОДОСТЬ покидает сцену, и из-за кулис появляются следующие персонажи. И сразу - волна отдохновения в зале, стон радости, крики с галерки: "Петя! Отец родной!!!" На сцене - долгожданные ЗВУКИ МУ.

О ЗВУКАХ сейчас много спорят. Есть мнение, что это "анти-музыка", "анти-ты", "нате всем вам", "сплошной негатив" и пр. /см. А.Н.Дрейк "Московские смотрины" в летнем номере "Рокси" за 1985 год/. Я его не разделяю. Искусство ЗВУКОВ МУ антисоциально, но это еще не повод считать его антимузыкой. Для любой мыслящей рок-группы автоматически встает проблема выпадения из социума. Лучшие ленинградцы склонны выпадать из него печально-меланхолически. ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - сексуально-политически, ДДТ -социально-трагически, Свердловск склонен закрывать на социум глаза /правда, в 1985 г. там многое изменилось/, всякие центры, ночные проспекты и секреты считают, что выпадать из него вообще не нужно, одна лишь "ДеКа", пожалуй, откровенно стоит выше этих проблем, давно уже все для себя решив и не отягощая рефлексией на эту тему свое творчество. ЗВУКИ МУ, на мой взгляд, изобрели свой личный, самый простой и веселый способ выпадения из социума - я назвал бы его раблезианским. Бахтин, как известно, писал о раблезианской профанации /у Рабле, напомню, собачки писают на светских дам, всюду фигурируют горы кала и проч./, следующее: "Цель ее - развеять атмосферу мрачной и лживой серьезности, окружающую мир и все его явления, сделать так, чтобы мир выглядел по-иному - материальное, ближе к человеку и его телу, телесно-понятнее, доступнее, легче и чтобы слово о нем звучало по-иному -фамильярно-весело и бесстрашно". Именно так и звучит мамоновское слово о мире:

Курочка Ряба,
Ты моя баба!

Причем же здесь антимузыка? С раблезианской точки зрения, антимузыка - это окружающее мир ложной серьезностью творчество Кобзона, позднего Гребенщикова и проч. А уж ЗВУКИ МУ не трожьте.

Впрочем, более бесстрашные песни ЗВУКОВ - любимые народом "Люся" и "Люля-кебаб" в курчатовских стенах, естественно, не зазвучали. Когда же мы их услышим в электричестве?!

Нынешний концерт ЗВУКОВ по музыкальному уровню, пожалуй, уступил их апрельскому выступлению в МДСТ /сказалось, видно, отсутствие Жукова и сногсшибательных хитов порядка "Бутылки водки"/, но могучий вокал Мамонова вывозил все - зал стонал от восторга. На уровне было и оформление концерта: на сцене фигурировала раскладушка, валяясь на которой, Мамонов бряцал на гитаре в начале концерта; под конец же он принялся воинственно пинать ее ногами и чуть не сбросил в зал.

Видимо, ЗВУКИ МУ для многих рок-фанов явились единственно достойной командой в новогоднем празднестве, ибо после антракта, последовавшего за их выступлением, аудитория заметно поредела. Также в этом факторе можно усмотреть свидетельство падения интереса столичных рокеров к БРАВО и ЦЕНТРУ.

ЦЕНТР, непреходящая гордость Блеватория, открывал второе отделение. Состав этого злополучного коллектива заметно обеднел: вслед за Локтевым группу покинул Виноградов, что, видимо, отражает объективный процесс - столичным эстетам, ранее падким на шумовскую сюрную псевдоэкзотику, ныне она окончательно обрыдла. Поэтому ЦЕНТР, несмотря на редкую в этот вечер четкость издаваемого им саунда, не вызвал у зала никакого энтузиазма. Галерка брезгливо свистела и выкрикивала различные слова, выражающие своеобразное запанибратское презрение к бедному Васе. Окончательно же последний достал аудиторию своей безнадежно пресной интерпретацией "Голубых городов" - даже двусмысленность, изначально сокрытая в самом названии песни, прозвучала у Шумова не сильнее, чем в оригинале /вспомним "Снова любовь поселится" "ДеКи" - вот как надо работать с такими вещами!/. Зазвучала же у ЦЕНТРА одна лишь сильно бородатая "В раскаленном водороде доберусь к тебе я вплавь" Локтева, лишний раз доказавшая, что старый марципанщик был единственной творчески интересной фигурой в этом Богом проклятом ансамбле.

Следующим номером выступал НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, запомнившийся всем на апрельском прослушивании профессионализмом, академизмом и отсутствием вокала. Но на сей раз произошло полное преображение: появились вокал, полный бардак в музыке и на сцене, и, соответственно, от профессионализма исчез и запах. Орлов метался по сцене в имидже Оззи Осборна и хрипло орал, а из динамиков неслось что-то муторное и нескладное, хотя и украшаемое порой саксофонным хрюканьем. Произвела, впрочем, известное впечатление композиция "Дымки" - прямо-таки апологетка терроризма какая-то.

Затем - знаменитая МАНУФАКТУРА, так сказать, живая классика питерского рока. Я вот сейчас сижу и не знаю, что писать. Нигде, нигде я не слышал, не видел, не читал подобной тоскливой тягомотины, степень которой не поддается описанию. Отвратительно чистый, кастрированный вокал, прозрачные, как слюни, клавиши - лучше ЦЕНТР, лучше ПРОСПЕКТ - все, что угодно, только не это. Если бы на сцене МАНУФАКТУРУ сменил И. КОБЗОН, он наверняка бы выглядел веселым, своим в доску парнем.

Но КОБЗОНА не было, а на сцене появилась долгожданная БРИГАДА С. Впереди Гарик с автоматом и два его дивных гитариста, сзади - менее дивные клавишник, ударник и капрановский задник - какое-то завернутое батальное полотно, слегка отдающее волосатым черным юмором эстонских мультипликаторов. Трах - и БРИГАДА играет.

Я не знаю, в чем тут дело: то ли это какие-то фанаты-бригадисты цепочкой закулисных интриг приволокли МАНУФАКТУРУ в Москву и тиснули ее предыдущим номером, дабы Гарик и К° смотрелись совсем уж гениальной командой, то ли еще чего, но зал, а с ним и я, проперся до основания. БРИГАДУ нередко поносят за то, что она вымела из своего репертуара все стремные текста и поет теперь "Моя маленькая бэби, ласточка моя", но даже эти ее строки способны пронять своей неосентименталистской иронией. В основном же БРИГАДА берет всех классным милитаристским имиджем Гарика, отменными гитарами, и, главное, собственно музыкой. Сегодня мало кто помнит, что рок - это рок, даже если это волна, БРИГАДА же на фоне слащавых электронщиков и доморощенных брэйкеров открывает в волне неисчерпаемый потенциал агрессивности и динамизма - драйв, равный бригадовскому, в современной России нужно еще поискать. Безотказно действует и нехитрая композиционная структура: свирепая раскрутка и за ней - способная вызвать эрекцию кульминация - в одной из таковых Гарик, прыгая по задымленной сцене, расстреливал публику из красного автомата. В конце бригадистского шоу на сцене появились некие смурные молодцы, рвавшие в дым капрановское творение и метавшие его куски в сторону первых рядов. На сих нотах завораживающий террористский угар, овеянный слащавыми текстами, с блеском закончился.

Венчавшее новогодний концерт БРАВО после БРИГАДЫ смотрелось довольно бледно. Две трети исполненных вещей - все те же затасканные хиты: "Желтые ботинки", "Кошки" и пр., новые - менее удачные рок-н-роллы. Новый саксофонист не годится абсолютно никуда и стоит по стойке смирно, пока Хавтан не начинает перед ним зазывающе скакать, имидж же его был бы более уместен на молодом официанте. Ива, канающая сейчас под одесского пацана в кепочке, сохранила часть прежнего обаяния, но как-то надломилась и по-прежнему не умеет танцевать рок-н-ролл, что заметно бы обогатило шоу БРАВО. Лучше всех сохранился в команде, пожалуй, Хавтан, который по-прежнему способен зажигательно пройтись по сцене козлом с обворожительно-идиотской улыбкой на устах. В целом же, БРАВО, увы, клонятся к закату. Приятнее всего во время его выступления было созерцать Мамонова, который стоял у колонны, смотрел на Иву влюбленными глазами и самозабвенно перся.

Новогодний сейшен закончился. Отдадим Блеваторию должное, он был неплох, весьма неплох. Но есть у меня и ряд нареканий. Кто сидел в зале? Кучка друзей музыкантов. Актив Блеватория. Немножко ленинградцев, немалая доля которых, включая Силю, осталась за дверьми. Я, наконец, - не будем дискутировать, делает это мне честь или нет. А остальные?

Остальные - т.е. подавляющее большинство - были странные люди. Попадались сытые, лоснящиеся типы. Но, несомненно, преобладали никому не ведомые цветущие девицы, лица которых являли собой не средоточие духовности /а, как мне кажется, именно в этом функциональное значение лица в человеческой фигуре/, а такую же часть тела, как колено или нечто более аппетитное. Что привело, а точнее, кто привел в этот вечер в Курчатник сию прорву лакомых кусков, у меня лично сомнения не вызывает. А ведь кого только не осталось за дверью!

Второй момент: ряд команд /не хочу называть, каких/, погрязших в Блеватории, играет только там, отказываясь от левых концертов, что, бесспорно, инспирировано блеваторскими гадами. Я-то на всю эту музыку так или иначе хожу, а приходится этот удар в первую очередь по широким массам трудящихся, которые могли без труда посещать мероприятия левого фронта, а блеваторские концерты им только снятся. Все это отдает преддверием питерского опыта: мажоры будут кормиться блеваторскими радостями, а демос - сидеть в заднице.

А еще больше вся эта бодяга с новогодним сейшеном напомнила мне известную повесть Пера Вале "Гибель 31-го отдела", что я и отразил в заглавии статьи. Напомню: в повести дело происходит в некотором государстве, где создан специальный отдел, орган печати, в котором все леваки и оппозиционеры могут высказаться, как хотят. В порядке компенсации они замурованы в оном органе и даже понятия не имеют о том, что все их труды читают лишь государственные чиновники; народ же о существовании отдела имеет весьма смутное представление. В результате вся левая критика оказывается обезврежена, а власть предержащие получают возможность постоянно изучать направление мыслей недовольных, параллельно развеивая свою скуку. Не правда ли, сильно смахивает на блеваторную ситуацию?

Псевдоновогодний концерт в этом аспекте явился, бесспорно, звездным часом нашего 31-го отдела - вслед за которым последовал глубокий его кризис, свидетелем коего мы сейчас являемся. В заключение этой затянувшейся статьи хочется выразить надежду, что из кризиса этого Блеватории так особо не выйдет, и, следовательно, что мероприятия, подобные описанному, будут проходить в скором будущем в иных стенах.

Только тогда наш рок станет действительно доступен ВСЕМУ советскому народу.

ОЧЕВИДЕЦ


РОК-НЕДЕЛЯ ДИСКО-КЛУБА

Гленн Казаков

Считается, что именно на этой неделе Казанскому диско-Клубу исполнилось 10 лет. Правда, после коротенькой слайд-программы в день открытия недели о самом клубе никто не вспоминал. Все ждали субботы 22 марта - дня, когда сконцентрировалось все лучшее, что диско-клуб смог приготовить казанскому зрителю.

С чего начать? Если по порядку выступлений - это Эпизод, Телевизор, Горизонт, Урфин Джюс. Эпизод сразу лучше отбросить - слушать бесцветный, слегка заплесневелый фьюжн /в котором роком и не пахло/ тоскливо, а писать о нем еще скучнее. Телевизор ... Нет, лучше сначала Горизонт. Они приехали первыми, да и аппаратура почти вся "ихняя".

Странно все-таки в Казани встречают рок-музыкантов из таких городов, как Чебоксары. К восьми часам вечера в понедельник все люди из Диско-Клуба разбежались по домам, и восьмерка Горизонтов растерянности стояла в вестибюле МЦ и крутила в разные стороны головами. Я и еще трое ребят из бывшего казанского рок-клуба решились, наконец, подойти к музыкантам и познакомиться. Все планы, как бы это лучше сделать, развалил симпатичный коричнево-бородатый человек с типичной внешностью хард-рокового гитариста, который спросил не что иное, как: "Где тут у вас 609-й номер?" Пошли искать. По дороге купили котлеты и пирожки. Хоть бы пиво было, черт. Пришлось дуть чай, да и то час ждали, не меньше.

А с Горизонтом приятно пить чай. Особенно, когда аппаратура еще не приехала, и музыканты не собираются носиться по концертному залу со стойками, ревербераторами и барабанами. Комната маленькая, сидим на чем попало. Басиста зовут Леша, органиста - Сережа. Сергей Корнилов к тому же и руководитель группы. Никогда бы не подумал - тихий, скромный, добрый, застенчивый. В Горизонте вообще-то все простые и добрые, но от Корнилова веет чем-то теплым, доверительным. Ударник, Анатолий Павленко, ни минуты не сидит на месте, его черные волосы постоянно развеваются по комнате. Вот он, наконец, плюхается рядом с басистом на кровать. Лешу тянет на музыкальные темы.

- Какие группы вам больше всего нравятся? Потекли названия: Йес, Кинг Кримсон, Генезис, Прокол Харум... что там еще из классики арт-рока?..

- Ваша группа играет что-то вроде Йес? /никто из нас Горизонт еще не слышал/. Вопрос дурацкий. Никакой музыкант не сознается, что он играет что-то вроде чего-то.

- Йес для нас значит, конечно, много, - вставляет свое слово Володя - тот, с бородой. Он, оказывается, действительно, гитарист. - Но мы не стремимся быть похожими на какой-нибудь ансамбль, пусть даже очень любимый нами.

- Но то, что вы играете, все-таки арт? Слова "арт-рок" Горизонт избегает.

- Мы играем рок-музыку с добавлением в нее определенных классических, даже камерных, мотивов. А по стилю это самый традиционный рок.

Володя старается дать понять, что их музыка - это настолько серьезно, насколько вообще можно себе представить. Горизонт можно даже упрекнуть в слишком серьезном отношении к музыке. Впрочем, разве это и плохо? Для той части публики, которая не может не выставлять напоказ свою любовь ко всему только серьезному, мой упрек может показаться диким. Но посмотрим, до чего может довести такая серьезность.

- Каким вы видите свое место среди других советских групп?

- Мы видим себя в полном одиночестве в той области, в которой мы работаем.

- А какие советские группы вы слушаете, какие из них стоят близко к вам?

- Трудно сказать ...

Помогаю:

- Может быть, соседний Урфин Джюс? - имею в виду соседство по выступлениям в Казани.

- Нет, Урфин Джюс нам определенно не нравится. Это совсем другая музыка. /По серьезности, надо думать/.

- Может быть, тогда - лезу в Ленинград, - Аквариум? - Серьезнее ничего, простите, выбрать не смог.

- Мы даже не знаем ничего про эту группу. Слышали просто, что вот, мол, есть такая, но не более.

Вот вам и результат серьезности.

- Каких же тогда музыкантов вы любите? Слово "музыканты" я употребил для разнообразия лексики, и не зря, так как Володя за него ухватился.

- Бородина.

Ни больше, ни меньше. Ну, на словах Горизонт удачно вытряс весь рок-н-ролл из рок-музыки.

На деле, к счастью, этого не получилось. Особенно у барабанщика. Я сидел в двух шагах от пирамиды колонок, так бас-барабан каждым своим ударом кидал мои кости о спинку стула, а бас-гитара швыряла вслед за ними кишки и все остальные внутренности. Те, кто сидел близко к сцене, вдоволь насладились вкусом тяжелой музыки не только умственно, но и физически. Многие зрители пораскрывали рты, потому что такого слаженного, яркого и мощного звука на сцене МЦ, на моей памяти, никто не слышал.

Музыку дополнял хорошо продуманный свет. Три части одной композиции различались не только темпераментом, но и цветом, которым освещались музыканты. Профессионализм и слаженность - главные козыри Горизонта. Но ярче всего запомнились сольные выступления. Многим понравился воющий в полном одиночестве крик гитары, виртуозный по исполнению, правда, лишенный мелодичности. А соло на ударных? Музыканты снимают гитары /у кого есть/ и сматываются со сцены, в то время как Вавоенко на своей сверкающей "Таме" начинает игру, еще более блестящую, чем сами барабаны. По окончании композиции он усердно вытирается полотенцем.

Урфин Джюс, пожалуй, не так устали на сцене. Но удовольствие от концерта, чувствуется, получили огромное. "И почему нас в Казани так здорово принимают?" - повторял в микрофон растроганный Белкин. Прием действительно был великолепный. Вызвать такую реакцию в зале - это счастье для любой группы. Сейчас, после двух заездов в наш город, можно уже говорить о том, как Урфин Джюс завоевал Казань. Сначала к нам завозятся катушки и кассеты, об Урфине Джюсе начинают говорить, их музыку начинают напевать. Затем - их концерты в октябре 1984 г. Уезжая, Урфин Джюс оставляет не какой-нибудь след от гастрольной бури, а сотни людей, для которых группа стала любимой и единственной. А теперь, в марте, Урфин Джюс приезжает не просто в город, а в город, где их с нетерпением ждали. Их музыку теперь знают наизусть. И вот зал поет хором, заглушая Егора: "Трудно осознать, зачем нужен здесь..." Тут Белкин, хитро улыбаясь, показывает на себя и вставляет: "...этот дядя".

А нужен был именно Белкин, никто другой, и это нельзя было не осознать на концерте. Даже не музыка, а сам Белкин. Он мог просто прыгать по сцене, не извергая из гитары ни одного звука, и время от времени подходить к микрофону и говорить: "И почему это в Казани нас так хорошо принимают?" Реакция зала была бы прежней. Потому что люди пришли не слушать Урфин Джюс, а смотреть на Белкина и Пантыкина. И верно, по сравнению с предыдущими гастролями, где Урфин должен был покорить нас своей музыкой, в этот раз главное было - показать себя на сцене, подтвердив то представление, что сложилось о группе у ее почитателей. Это напоминало рождественский концерт для членов фэн-клуба. Поэтому никто, думаю, не будет ругать Урфин Джюс за то, что играли они так себе, да еще казались немного пьяными.

Свой имидж Урфин Джюс еще начали подтверждать до того, как раскрылся занавес. Зал уже наполнился народом, когда Белкин проорал в микрофон: " ?" - проорал зверски, вложив в этот возглас всю свою мощь и надежду на удачное выступление. Представляю, как сердце запрыгало у него в груди, когда зал в семьсот голосов дико отвыл ему: " ". И вот занавес открылся. Трудно вообразить себе человека, более счастливого, чем Белкин, представший перед казанской публикой - сидит, заложив ногу за ногу, лицо сияет, рот до ушей. На голове белая повязка, делающая его похожим на Брюса Спрингстина, в ухе серьга, черная майка заправлена в джинсы, на руке огромный браслет -типичный хэви-металлист. Пантыкин в огромном светлом пиджаке, в галстуке на голую шею, волосы завиты в мелкие кудри. Белкин постоянно носится по сцене либо с открытым ртом, либо с огромной широкой улыбкой, откидывающей его лицо куда-то к затылку. Пантыкин в основном стоит на месте и ухмыляется. Они держатся разных углов сцены, почти никак не координируя своих действий друг с другом. Лишь однажды они выходят на середину сцены и прыгают вместе. Пантыкин прыгает солидно, а Белкин кажется его верным псом, только что спущенным с привязи, которого хлебом не корми, а дай попрыгать вместе с хозяином. Белкин, как известно, крупнее Пантыкина, но когда они прыгают вместе, создается впечатление, будто Егор вдвое меньше. Четвертый из Урфин Джюс - веселый взбалмошный подвыпивший паренек, тонко знающий свои инструменты, но, как это редко в таких случаях бывает, не рвущийся, где надо и где не надо показать свои способности. Его орган звучит утонченно и незаметно, откуда-то из-за угла дополняя звучание Урфин Джюс, но оставаясь скромно в тени. Его саксофон играет только в тех местах, где он несомненно нужен, в одном из таких мест до головокружения удачно сочетаясь с голосом Пантыкина. Словом, этот человек не оказался в четверке лишним, а довел ее звучание до уровня, присущего лучшим группам этого стиля.

Если хэви-метал и арт-рок мы у себя в Казани кое-где в какой-то мере слышим /Музыкальный Журнал, Акт/, то с новой волной никто из казанских любителей рок-музыки лично знаком не был. Поэтому выступление Телевизора было явлением новым, несколько неожиданным, чем-то таким, чего никто ни разу не видел. Мы чувствовали себя перенесенными из деревни в центр. Или, пользуясь избитыми выражениями, вынесенными со дна на гребень волны. Впервые за всю жизнь мы столкнулись с современной музыкой. Налетев в коридоре на Телевизор, я от растерянности так и не сообразил, о чем их спросить. К ним даже страшно было обратиться, не верилось, что они вообще люди.

В то время, как другие группы стараются найти общий язык со слушателями, стараются приблизиться к ним, вести себя на сцене доступнее и непосредственнее, команды новой волны отличаются сильной отчужденностью от зала, граничащей с независимостью и надменностью. Музыканты новой волны на концерте - вовсе не люди. Это страшно потусторонние персонажи, которые пытаются направить людей на истинный путь шокирующим и леденящим кожу запугиванием. Это реализованные в материю языческие боги, повелевающие изнеженным рассудком одичавших от современности людей. Это "говорящий телевизор", ослушаться приказаний которого не позво-ляет животный страх перед неизвестным, боязнь быть просто убитым током в случае неповиновения.

Другие группы в одной композиции могут едва выразить какую-то одну мысль, часто примитивную, весь смысл которой можно выразить в одной фразе. Телевизор в каждой песне раскрывает нам целую книгу. На сцене она превращается в полнометражный фильм, обычность сюжета которого граничит с обычностью триллеров. Зверская красная капля крови на лбу у бас-органиста, зеленое лицо ударника и монстровские очки гитариста завершают восприятие программы Телевизора как фильма "детям до 16".

Как администрация кинотеатра, не пускающая на взрослые сеансы детей, повело себя руководство МЦ. В нашем случае детьми посчитали всех любителей рока Казани. В результате фильм как могли урезали, и на втором и третьем концертах Телевизор показывал лишь треть своей программы.

Администрация права. Мы действительно еще дети. Нас много, но мы еще не можем бороться. Даже "за свои сны".

1986 Апрель 07 КАЗАНЬ


Наш Дискуссионный Клуб

МУЗОН КАТИТ

Тара рара парарам! Тара рара! Чачача!
Турум-турум, тирим-тирнм!

Вообще ништяк так. Музон катит. Народу много. Девочки, попки. то, се. Стремно слегка и модно дико! Модно и скучно.
Посему считаю необходимым обрушиться на всю эту лажу, на тупость моды и сбить с пути послушную отару отечественных снобов.

Речь идет о всяческих рок-н-роллах, ритм-энд-блюзах, буги-вуги и прочих малопонятных вещах. Вот уж тридцать лет эпидемическая волна американизма распространяется по всему миру и грозит превратить в бездарное безе, невразумительное суфле и неудобоваримый студень все племена и народы.

Наивные аборигены одной шестой всего мира тоже стали жертвами ковбойского улюлюканья. Они до сих пор платят дорогой ценой за свою доверчивость. Уже подросло поколение, выращенное десятилетием без слов /60-70 гг./. Десять лет целая нация слушала песни, слов которых не понимала. Наконец, появились почти свои тексты или удачные вольные переводы, но звуки остались прежними.

Вернее, не звуки, а оргазмические стоны анемичной англо-саксонской расы, которая пытается гальванизировать свою смердящую мумию при помощи африканской спермы. Эти монотонные и педерастические потенькивания жопой, эти истерические пердения саксофонов для импотентов с Гудзона и дорианов греев, переодевшихся в город-ских индейцев, чтобы выглядеть еще большими милашками, эти последние попытки чахлой нордической расы изобразить из себя маньяков и пластмассовых ухарей - неужели они в состоянии поработить и очаровать татаро-славянскую орду, ворвавшуюся в дискотеки?

Нам не нужно рэгги акклиматизированных и напудренных негров. Нам не нужны муки и кряхтения Нины Хаген и прочих меланхолических немцев, муки "новой волны", которая не может выразить нашей чувственности.

Для того, чтобы обладать женщиной, вовсе не нужна мастурбация с микрофоном. Нам не нужны зубы Мика Джаггера и Элтона Джона, клацая которыми, они пытаются вызвать спазмы у толпы, не принося ей финального удовлетворения.

Пусть вершатся звуки и танцы, которые бы выпустили нашу насильственно упрятанную таборную коллективную душу, звуки экзальтированных мускульных усилий. Пусть наша национальная сила, параноидальная и пламенная, прогремит над миром новой песней -жизнедеятельной и сентиментальной.

Пусть потомки детей Палестины, звероподобные кочевники, люди леса, люди города, охваченные языческим экстазом православия, прольют в новых гимнах невиданные слезы, пророкочут невиданным смехом над обоими полушариями.

Говорят, нежная музыка увеличивает надои молока - оставим же коровам парфюмерию Аллы Пугачевой, литавры хора им.Пятницкого и кретинизм западной диско-индустрии.

ДАЕШЬ НОВЫЕ ЗВУКИ. ЗАБЬЕМ АМЕРИКЕ БАКИ.

ВПЕРЕД, ЕВРАЗИЯ, МУЗОН КАТИТ!!!

Атаман 3


РОК-ХРОНИКА

ОДЕССА. В живописном парке открылся городской рок-клуб. Вопреки традициям местного песенного творчества у руля предприятия стали представители хэви-метал - группа МОНТЕ-КРИСТО, самая популярная на сегодняшний день в Одессе. О ее популярности свидетельствуют надписи спреем на стенах города.

РИГА. Распалась популярнейшая в городе хард-роковая группа ПОЕЗД УШЕЛ: кое-кого сманили на богатые хлеба в Эстонию, кое-кого - в местные колхозы и совхозы, где почему-то не прижилось распределение на "профессиональных" и "самодеятельных" музыкантов и всем платят бабки за то, насколько хорошо они играют. На место лидера рижского рок-клуба теперь реально претендует еще более крутой бэнд ДУБЛЬ-5.

ЧЕЛЯБИНСК. В некотором закрытом царстве под Челябинском зародилось на свет Божий чудо-юдо: LP местных художников звука, на одной стороне которого написано "Дедикейтед ДК" /русскими буквами/, а на другой - "Дедикейтед ОК". Песни "ДеКи" и "Края" исполнены в специфической челябинской тональности, и их психологическое воздействие усилено некоторыми добавочными куплетами.

МОСКВА. В ДК им.Свердлова состоялся джазовый фестиваль "Авангард-86". Участвовали трио "Свидетельство о рождении", "Веселые картинки" и множество исполнителей из отдаленных городов. Выдающийся саксофонист Сергей Л. посвятил свою наиболее сильную композицию Малькольму X. - борцу за гражданские права негров - и своему младшему брату Игорю, лидеру омской группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, которая в дек. 1985 г. так резко прекратила свое существование, что здоровье Игоря не выдержало этого, и он попал в психиатрическую больницу.

Возобновила свою творческую деятельность всемирно-известная группа МУХОМОР - пока в качестве художественной, а не музыкальной. Выставка МУХОМОРА на ст.м. "Гданьская" стала одним из главных событий культурной жизни столицы в янв. 1986 г. В качестве члена группы дебютировал Л. - известный московский рок-художник. На полотнах живописцев перед нами предстали образы декабристов и участников вооруженного восстания в Москве в дек. 1906 г., юбилей которого мы отмечали не так давно.

Вскоре после Нового года порадовали своих почитателей полуэлектрическим концертом ЗВУКИ МУ в половинном составе. К сожалению, московской рок-общественности так и не удается получить ПОЛНОЕ представление об этой группе ни в концертном, ни в студийном виде. Почему? А?

15.02.86 В ДК МАИ выступала группа "Ария" /под каким-то неприличным названием - то ли "Пьющие гитары", то ли уже "Блюющие" - говорят, им это название навязали в филармонии, где они состоят. Вероятно, там же их снабдили текстами М.Пушкиной и других весьма далеких от стиля хэви-метал поэтов. Мы не можем не уважать вклад А.Грановского /б. СМЕЩЕНИЕ/ и В.Холстинина /б. АЛЬФА/ в истории русского рока, но то, что они делают сегодня, выглядит скорее как профанация, чем как настоящий сейшен металлистов.

Между прочим, в качестве ведущего в МАИ выступал небезызвестный Дима Шавырин /"МК"/. Наш корреспондент, зажимая хобот, подошел к нему, чтобы задать ряд вопросов о его работе. "Спасибо за внимание, - сказал Д.Шавырин, - жизнью я доволен. Хотя знаете, я прошел трудный жизненный путь. Летом 1982 г. я первый раз напечатал в "МК" /в паре с неким Тимошиным/ - таким же, как и я, п.../ статью с предложением сажать в тюрьму за распространение записей подпольных групп. Потом я напряженно трудился, распечатывая по 10 экз., чужие статьи и рассылая их под своей фамилией в областные газеты - об этом даже писали в "Коме. правде" мои конкуренты Филинов и К° /"Вдохновение под копирку", "КП" от 2.08.83/. Я нес культуру в провинцию, а меня же назвали плагиатором! С работы хотели выгнать... Где же справедливость? /скупая мужская слеза упала Диме на штаны/. Но крепкая, настоящая взрослая дружба Ю.Когтева, нашего завотделом, меня не подвела: я поставлял ему информацию о группах, которую добывал, притворяясь "сочувствующим" рок-движению, а он на основе этого под псевдонимом "Дедов" лепил статьи о подлых растлителях нашей молодежи. Гонорар делили пополам. А вот то, что я получил от группы ЗЕБРА за профессиональное любопытство, досталось мне одному /Дима пощупал лицо и горестно вздохнул/. Я их рекламировал, а они не поняли... Дураки... /Здесь наш корреспондент неожиданно для себя издал блюющий звук и испортил Диме костюм, вследствие чего интервью пришлось прервать/.

... 02.86. В ДК завода "Крылья Советов" состоялся фундаментальный сейшен. Культурную программу составили выступления ансамблей ПОСЛЕДНИЙ ШАНС, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ и просмотр ролика "Иванов" с Б. Гребенщиковым периода расцвета в главной роли. Так плодотворно наш рабочий класс несет свою миссию социального авангарда советского об-ва.

В городе Кратколужный НЕ состоялся концерт лучшей его команды - играющей ультрасовременную волну - группы МИНИ-МАКС. Во время исполнения ансамблем его ведущего хита "8а" перед ним возник огромный седовласый дружинник, в добрых старых традициях принявшийся выдирать микрофон у вокалиста из рук. Вот какие славные обычаи в Кастилии!

Вечно-юный Рацкевич, бессменный лидер легендарной московской группы РУБИНОВАЯ АТАКА, создал новый коллектив ВЕКТОР, играющий брэйк без слов - в надежде наняться в какую-нибудь уральскую филармонию. Вмсето этого, однако, некие субъекты опечатали у старого аса аппаратуру. Ну и кретины!

Группа ДК расчленилась на два состава - выездной и невыездной. Выездной состав порадовал столичных фанов неоднократным воспроизведением популярной программы "ДМБ-85" /или уже - 86?/. Невыездной записал два новых альбома - "Чашка чая" с уч. Терри /кладбищенская тематика/, оформленный сценами из жизни Чебурашки и Крокодила Гены + с Мальвиной на погосте, посвященный проблемам, волнующим широкие массы наших покойников. Другой альбом - "Это жисть", который ряд специалистов считают одним из лучших достижений ансамбля, записал с участием Андрея Макаревича и еще одного товарища с неповторимой голосовой индивидуальностью, фамилию которого лучше не упоминать.

День рождения прекрасной и вдохновенной покровительницы московско-ленинградских рок-связей А. был отмечен грандиозным акустическим концертом с участием Кинчева, Майка, Башлачева, Сили и известного московского музыканта, выступающего под псевдонимом Змиевский. Собравшихся потряс хит Змиевского "Грузинский рок-н-ролл", внезапно установивший связь времен в истории нашего Отечества.

Вскоре состоялся акустический же тройник Змиевский - Силя - клавишник ДДТ Вова С. Последний исполнил ряд своих собственных подгитарных творений, а также аккомпонировал первым двум на инструменте "Фаэми". Собравшихся потрясли хиты Змиевского "Грузинский рок-н-ролл" и "Инвалиды рока".

Сформировался новый, уже третий по счету состав популярной московской джаз-роковой группы ДО МАЖОР под упр. одного из лучших гитаристов столицы Андрея Сучилина. Музыка коллектива стала слегка напоминать ДЖУНГЛИ, но отличается большей нежностью и трепетностью.

Состоялся ряд электрических концертов другой московской инструментальной рок-группы ПЕРЕКРЕСТОК под упр. гитариста свердловской школы Александра Костырева, сотрудничавшего некогда еще с урфин-джюсовцами. Музыка коллектива слегка напоминает АВТОГРАФ, но более сложна и исполняется с большей виртуозностью.

Поднимает голову столичный панк-рок. Классическая панковая тусовка, из которой некогда вышли КРАСНЫЕ ЧЕМОДАНЫ и всемирно известные МЕНСТРУАЛЬНЫЕ ПОВЯЗКИ, ныне распавшиеся, породила недавно новую команду АССОЦИАЦИЯ С ЖОПОЙ. К панку также тяготеют новые московские команды СУББОТНИК и ЧУДО-ЮДО. Концерт последней породил массовые крики Тани Д. "Хулиганство!", "Под суд!" и проч., что заметно подняло популярность Ч-Ю в городе. Элементы панка включает и творчество молодых столичных групп ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, РОЗОВЫЕ ДВУСТВОЛКИ и ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ.

Панк-рок жив и дело его будет жить вечно!

10 фев. состоялось вручение премий Британской гос.фирмы "Мелодия" за 1985 год. Счастливые получатели Dire Straits /"Brothers In Arms"/, Фил Коллинз /"No Jackets Required"/, а также певица Сэйд /из Нигерии/, поющая в стиле "модный джаз" за альбом " ".

Боб Гелдоф, наш старый корифей /см. Урл.-4/ на "бумтаунских крыс" был отмечен за свой LIVE AID.

Двое премированных за укрепление интернационализма: WHAM! /за гастроли в Китае/ и т. Джон Э. /в ознаменование 10-летия его поездки в СССР/.

АЙРОН МЭЙДЕН ничего не получили, потому что, хоть они и посетили за 85 г. почти всю В.ЕВРОПУ /Югославию, Венгрию, Польшу етс/, но в Москве все же не были. Московская молодежь единодушно предпочла им и всяким там АС/ДС Дина Рида, о чем свидетельствуют надписи на стенах: "Дин Рид", "Карел Готт", "Гелена Вондрачкова", хорошо знакомые каждому москвичу.

26.02. вручались премии ГРЭМИ. Конечно же, ими были отмечены участники коллектива USA For Africa за программу "We Are The World", а также Уитни Хьюстон, Стиви Уандер и Арета Франклин.

На 1 месте в Англии - как ни странно, "Born In The USA" Брюса Спрингстина. Как видно, англичане вовсе лишены чувства патриотизма. Им бы следовало взять пример с Монголии - в тамошних хит-парадах альбом не вошел даже в первую десятку.

Если кто уже взял бухло - то можно послушать новый диск ЭЛО. Он называется "Balance Of Power".
Песня № 1 в Британии - "When We Going Get Stuff" /Билли Оушен/.

ПАБЛИК ИМЕДЖ ЛИМИТЕД произвел сингл "Rise".

Как нам сообщил Майкл Джексон, его группа собирается в 86 г. новый

В декабре 85 г. разбился в авиакатастрофе Рик Нельсон.

Умер Филипп Лайнот /Thin Lizzy/.

О ЧЕМ СПОРЯТ САНТЕХНИКИ. 8 февраля вместо внеочередного несостоявшегося концерта в БЛЕВАТОРИИ /не блевали БРИГАДА С и кто-то еще/ было проведено секретное совещание его работников в методическом центре им. Туликова. С докладами выступили сантехники, нянечки, уборщицы и др. работники культуры. Среди них был и известный московский культуролог А.Х. Трояицкий, выступивший с докладом "Оптимизация методов поиска некоторых рок-групп компетентными организациями". Затем слово взял маракасник А.Х.Дидуров, который зачитывал свой доклад "О половом воспитании в рок-музыке". В заключение А.Х. Трояицкий предложил избрать руководящий совет Блеватория из 6 чел. во главе с А.Х. Трояицким. Б.Х. Мусорманкулов, в основном поддержав его предложение, дружелюбно пошутил, что А.Х. Трояицкого надо не избирать, а забирать. В целом совещание прошло в атмосфере крепкой мужской дружбы. Пообещав друг другу встретиться через месяц, участники разошлись по кабинетам писать доносы и анонимки. Пожелаем им успеха и оставим их в покое...

НУЖЕН ЛИ СОБАКЕ УНИТАЗ? Ведущий пианист, Педагог и просто П. Стас Намин объявил о создании конкурирующей лаборатории для перевоспитания молодых музыкантов под собственным председательством. Режим свободный. Форма полосатая. Говорят, что группа КРУГ, которую он уже достал своими доносами, скинулась по четвертаку и заказала для нового учреждения мемориальную доску с надписью:

Року нужен Намин Стас,
Как собаке унитаз

Обращаем внимание руководства старой бл... лаборатории: тт. Опрятной О.Х. и Лишбергова В.Х., что у них пока еще нет мемориальной доски. А жаль!

СВЕТСКАЯ ХРОНИКА. Д.Ф.Тухманов недавно купил у А.Б.Пугачевой квалифицированного камердинера. "Молодой человек носит за мной портфель на заседания СК, на секцию молодых композиторов, развлекает меня в часы досуга. Всего за 130 р. Считаю его удачным приобретением, - объявил Д.Тухманов в ЦДЛ. - Я кормлю его со своего стола и не обременяю лишней работой. Не то что Пугачева. По сути дела я его спас..." Мы порадовались гуманности Давида Федоровича, но остались в некотором недоумении относительно личности спасенного им юноши.


К сведению и для размышления друзей

проект устава 
МОСКОВСКОГО РОК-КЛУБА

Общие положения

1. РК есть самоуправляющийся творческий союз и культурный центр рок-движения в М.

2. Целями РК являются: всемерное развитие рок-музыки в г.М., популяризации ее в массах, оказания помощи и содействия музыкантам в творческой работе.

3. РК объединяет как музыкантов, так и всех, кто своим личным трудом способствует развитию рок-музыки: организаторов, техников, критиков, а также художников, работающих в других видах искусства в творческом контакте с рок-музыкантами и с использованием выразительных средств рок-музыки.

Членство в клубе

4. Рок-группы являются коллективными членами клуба. Каждый участник группы является членом клуба. Количество участников каждой группы ограничивается числом ... чел.

5. Группы-учредители клуба состоят в нем со дня основания. Новые группы считаются принятыми в клуб с момента утверждения их программы в установленном Уставом порядке.
6. Лица, не являющиеся музыкантами, принимаются в клуб по рекомендации одной из состоящих в нем групп. Во избежание непринципиальных конфликтов постановляется, что поддержка такой рекомендации еще двумя группами будет считаться основанием для автоматического /без голосования/ принятия рекомендованного в клуб.

7. Ежемесячные денежные взносы вносятся в индивидуальном порядке в размере ... руб.

8. Каждый член клуба имеет равные с другими права: право голоса, право быть избранным в руководящие органы, право посещать концерты и др. клубные мероприятия, фотографировать и производить звукозапись /с согласия выступающих/, знакомиться с распространяемыми клубом печатными и изобразительными материалами.

9. Не могут состоять в клубе /в соответствии со ст. 2/ лица, участвовавшие в кампаниях против рок-музыки, т.е. в написании и редактировании соответствующих статей и иных документов. Решение о применении данного пункта принимает Общее Собрание.

Структура клуба

10. Высшим ограном РК является Общее Собрание.

11. ОС созывается не реже 1 раза в месяц. По требованию не менее чем 1/3 групп может быть созвано внеочередное Собрание.

12. В период между собраниями руководство клубом осуществи ляет избираемый ОС сроком на 1 год и подотчетный ему Совет из ... чел.

13. Главой Совета является Президент , избираемый ОС сроком на 1 год из числа музыкантов.

14. Совет имеет право: принимать программы у групп, назначать концерты и иные мероприятия, расходовать денежные средства в пределах, установленных Уставом /на сумму не свыше ... руб./, редактировать печатные и изобразительные материалы, тиражируемые клубом, устанавливать от имени клуба контакты с общественными и административными организациями, поощрять и выносить взыскания.

15. Совет принимает решения большинством голосов. В случае разделения голосов голос Президента является решающим.

16. Члены РК, не согласные с решением Совета, имеют безусловное право апелляции к ОС в случаях: а/ неприятия более 1/2 программы у группы /в том числе, и у групп, вступающих в клуб, если кто-либо из членов клуба поддерживает группу в ее конфликте с Советом/; б/ вынесения взыскания группе или члену клуба. Решение ОС в таких случаях является окончательным.

17. В случае, если решение ОС противоречит решению Совета, на голосование может быть поставлен вопрос о доверии. После вынесения вотума недоверия Совет должен быть переизбран.

Программные положения

18. РК считает рок самостоятельным жанром искусства, о котором следует судить по его собственным законам. Рок не является подразделением эстрады.

19. РК не может признать разумным существующее разделение музыкантов на т.н. "профессионалов" и "самодеятельность", т.к. оно находится в вопиющем противоречии с реальным положением дел в рок-музыке, а базирующаяся на этом разделении система оплаты несправедлива и порождает всевозможные злоупотребления.

20. Исходя из ст.19, РК считает своим долгом добиваться последовательного осуществления социалистического принципа распределения в области рок-музыки: оплаты творческого труда музыкантов по его реальным результатам. Размеры вознаграждения должны исчисляться в процентном отношении от общей суммы концерт-ных сборов.

21. Исходя из ст.2, РК считает несовместимыми с членством в клубе всякие действия, направленные на ограничение распространения рок-музыки в массах, чем бы они ни мотивировались.

22. РК считает несовместимыми с членством в клубе всякое возбуждение вражды между последователями стилей в рок-музыке.

23. РК навсегда отказывается от бессмысленного и оскорбительного термина "ВИА".

24. Члены клуба обязаны всегда и всюду защищать интересы РК и его программные установки.

Юридический статус

25. РК является юридическим лицом.

Денежные фонды.

26. РК является хозрасчетным объединением.

27. Денежные фонды РК складываются из членских взносов и концертных сборов.

28. Денежные фонды ассигнуются ОС и Советом на цели, указанные в ст.2.

29. Клуб берет на себя обязательства по оказанию материальной помощи нуждающимся в ней музыкантам в порядке и в размерах, устанавливаемых ОС.

Принятие программ

30. Совет, принимая у группы программы, руководствуется:

а/ действующим законодательством; б/ принятыми в рок-музыке требованиями к художественной форме.

Всякие оценки, основанные на личном вкусе, при этом во внимание не принимаются, так как они носят субъективный характер.

31. РК не признает никаких иных оценок для композиций, предъявленных к прослушиванию, кроме "принято" и "не принято". Система всякого рода "ступенчатой" тарификации должна быть решительно отвергнута, так как она противоречит целям РК.

32. В случае подачи групповой апелляции на решение Совета последний обязан представить Собранию /с учетом требований ст.30/ объяснение своей позиции.

33. Группы обязаны придерживаться принятой программы в своей публичной концертной деятельности, а также в выпуске оформленных альбомов на клубных студиях звукозаписи. Это требование не распространяется на выступления в кругу друзей /без продажи билетов/ и репетиционные записи.

Отношение к группам, не состоящим в РК

34. Исходя из ст.1, РК не претендует на монополию в области рок-музыки, а потому не может никаким образом поддерживать мер, ограничивающих творческую свободу не состоящих в нем групп и от дельных исполнителей. Единственным методом воздействия на них признается пропаганда достижений РК и связанных с членством в нем преимуществ.

Поощрения и взыскания

35. За особые заслуги перед клубом Совет выносит решение о поощрении группы или члена клуба, а именно: а/ о награждении ценным подарком; б/ об устройстве специального концерта в честь отличившегося; в/ о выпуске специальных печатных материалов.

36. За нарушение действующего законодательства или Устава РК, равно как и за обман товарищей, Совет на свое усмотрение привлекает членов клуба к ответственности и выносит им взыскания:

а/ предупреждение; б/ отстранение от пользования клубной материальной базы на определенный срок; в/ исключение из клуба.
Последняя мера взыскания подлежит обязательному утверждению ОС.

Во всех случаях применения ст.36 вина должна быть неопровержимо доказана.