РОКСИ № 6

ноябрь 1983 г.


СОДЕРЖАНИЕ

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ПОЧЕМУ ОНИ ТОРЧАТ НА ЭТОМ.........................................................................................Б.Малышев

ТОЛКОВАНИЕ НА СВИНЬЮ...............................................................один из московских менеджеров

ОТПЕВАНИЕ...............................................................................................................................П.Мухоморов

О НАХОДКАХ И ИЗДЕРЖКАХ РУССКОЯЗЫЧНОЙ РОК-ПОЭЗИИ..................................В.Резунков

И РЫБА, И МЯСО (интервью с А.Рыбиным).........................................................................Алек Зандер

ФРАГМЕНТЫ РОК-ФЕСТИВАЛЯ.........................................................................................................М.С.

РОК-МИФОТВОРЧЕСТВО...........................................................................................Саша СКРИМАМИ

СИЛЯ - ЭТО "ВЫХОД"...............................................................................................................В.Степанов

ФЕКАЛЬНЫЙ РОК.....................................................................................................................Алек Зандер

УСТАЛЫЕ МЫСЛИ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА (интервью с БГ)

ЗАРУБЕЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.......................................Питер Джонс "Биллбоард",
                                                                                                                                            перевод А.Зеленого

НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ:

ЗООПАРК "Уездный город Н" ....................................................................................К. Кич (А. Старцев)

АКВАРИУМ "Радио Африка".......................................................................................А. Зеленый, К.Кич

СПЛЕТЕНЬ

ЛЕНГОРТОП


ФРАГМЕНТЫ РОК-ФЕСТИВАЛЯ

Данная статья вместе с магнитофонной пленкой
была найдена около редакции газеты "Смена".
Интересно, кто ее написал?
Мы публикуем ее здесь с комментариями
отдела рок-воспитания "РОКСИ".

ЛУЧШЕЕ ! ИЗБРАННОЕ !

ФРАГМЕНТЫ РОК-ФЕСТИВАЛЯ
любительских групп ленинградского рок-клуба.

МАЙ 1983 г

Театральный зал Ленинградского Дома Самодеятельного Творчества. Заключительный концерт - Ленинградский Дворец Молодежи.

В канун фестиваля рок-клуб бросил в народ такой текст, названный игриво "Итак, приглашаем!":

"Впервые в истории ленинградского рока происходит подобный форум*. 15 лучших групп, отобранных оргкомитетом смотра-конкурса, в течение трех дней будут демонстрировать перед зрителями свое искусство. Среди выступающих есть ветераны - МИФЫ, РОССИЯНЕ, АКВАРИУМ, группы "среднего" возраста (от трех до шести лет) - ПИКНИК, ЗООПАРК, ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН, ЯБЛОКО, МЕЛОМАНЫ и новые, образовавшиеся совсем недавно - СТРАННЫЕ ИГРЫ, ПЛЮС, МАНУФАКТУРА, ТАМБУРИН, ПИЛИГРИМ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА.

Несмотря на возрастные различия, практически невозможно предугадать - какие именно коллективы займут шесть призовых мест. Происходит это оттого, что каждый из участников представляет самобытное и оригинальное музыкальное явление. В стилевом отношении картина также достаточно разнообразна. В лагере "хард-рокеров", например, (РОССИЯНЕ, ПИКНИК, МИФЫ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА), можно увидеть раз личные способы рок-музыкального самовыражения. Группа ЯБЛОКО, пользуется в своей программе модификациями русского фольклора и славится высоким профессиональным уровнем, а ЗООПАРК, популярность которого растет день ото дня, играет в манере классического и динамичного ритм-энд-блюза.

С кем угодно (с кем? - прим. ред.) могут соперничать коллективы нововолновой ориентации - СТРАННЫЕ ИГРЫ, МАНУФАКТУРА, чья музыка подкупает отлаженностью звучания и нетрадиционным "саундом". Один из признанных лидеров советской рок-музыки - АКВАРИУМ, находится сейчас в неплохой форме.

Короче говоря, скучно не будет никому! Приглашаем!"

Что ж, пройдемте, товарищ!

Это самое предисловие, написанное несколько высокопарным слогом, довольно точно отражает то приподнятое настроение рокеров всея Ленинграда по поводу фестиваля. 15 лет дали им на вызревание! (поразительная по своему ханжеству фраза! ДАЛИ на вызревание - прим. ред.). И вот дождались, допрыгались, доигрались, доскакались. Боюсь, однако, что человека, далекого от всех этих страстей и просто поставившего пленку на магнитофон, может разочаровать уровень, - по какому поводу, собственно пыл и страсти, ведь ничего особенного. Увы, приходится в который раз сетовать на слабую аппаратуру самодеятельных команд, которые даже сложившись вместе не смогли выкатить чего-то более-менее приличного, а тем самым сломали кайф и магнитофонщикам, которым даже 747 - "АКАЙ" не смог помочь. Но в жизни все это было очень забавно.

Ну да пойдем по списочку.

Первой поставлена композиция "Кто не с нами - тот, против нас" одной из легендарных ленинградских групп РОССИЯНЕ. Этот девиз ребята пытались перенести и на личное творчество, утверждая, что ежели первое место получат не РОССИЯНЕ, то рок умрет, потому что все остальное - это так, занятие, игра, развлечение, а РОССИЯНЕ со своим хард-роком - это способ жизни. Может, в чем-то они и правы, но кого теперь удивишь хард-роком даже с такой оригинальнейшей личностью как Жopa (Георгий) Ордановский, сыгранным на дряхленькой аппаратуре. Между прочим, именно на выступлении РОССИЯН она отказала и пришлось барабанщикам устраивать, не побоюсь этого слова "сейшен".

Самое прискорбное, что за долгое время РОССИЯНЕ так и не имеют своих фонограмм достойного качества. А время уходит.

Два слова об их составе: Ордановский - худрук, автор текстов и музыки, лидер-гитара, вокал; Евгений Павлов - ударные, Сергей Семенов - бас, Евгений Мочулов - ритм-гитара, вокал, Олег Азаров - рояль. В итоге у РОССИЯН - третье место. Негусто.**

МАНУФАКТУРА - эти потрясли всех. Из заседания жюри: "Яркость, оригинальность, необычность, плохого слова не скажешь". Единственный упрек - тексты, если все остальное на "пять", то это - на "четыре"- фраза Артема Троицкого, журналиста, большого знатока самодеятельного рока. Кстати, кроме него в жюри были - Юсфин, музыковед, член союза композиторов, Мейнерт - журналист из Таллина, Гуницкий - член совета рок-клуба, Михайлов - президент рок-клуба, Шульга - представитель фирмы "Мелодия", Комаров - представитель Союза писателей, Сигалов - журналист из "Клуб и художественная самодеятельность", Садчиков из ленинградской "Смены", опубликовавший трепетную статью о фестивале: "Будет музыка". Не прибыл представитель Ленконцерта - и то правда, что ему было делать? Тут своих-то ансамблей некуда девать, надо сокращать, а на этих рокеров еще смотреть...

Но - к МАНУФАКТУРЕ. Уже после предварительного прослушивания о ней заговорили - это нечто! По идее они были в наивыигрышном положении - дневной концерт, да еще перед растущим день ото дня ЗООПАРКОМ. Ребята показали незнакомую для большинства публики - а публика обычно хорошо осведомлена о делах своих групп - программу. Два - сыграли "нововолновую музыку", но при этом мелодичную. Такой мягкий, чуть эстрадный нью-вейв. Три - сделали оригинальный спектакль, причем обходясь минимумом средств, не выкатывая на сцену тонны световой аппаратуры. У них стоял торшерчик на рояле - и создавал интим. На скамейке легко было сыграть в вокзальную лавку. На лестнице, которой пользуются маляры, солист Виктор Салтыков пел "Я миллионный дом построю там, на облаках". Короче, неизвестность и молодость, мелодизм сделали свое дело. Совершенно неожиданно МАНУФАКТУРА, группа, которая собралась на репетицию за два месяца до фестиваля, воспользовалась услугами двух приглашенных - из группы СТРАННЫЕ ИГРЫ музыкантов ( Александр Кондрашкин - ударные и Алексей Рахов - саксофон) - взяла да получила первое место!

Группа выступала в таком составе: Олег Скиба - клавишные, руководитель, Дмитрий Матковский - гитара, Владимир Арбузов - бас, Виктор Салтыков - вокал, Игорь Перетяка - волторна.

Сейчас МАНУФАКТУРА срочно пытается записать фонограммы, потому что вскоре от группы останутся одни воспоминания - костяк заканчивает институт и уходит в армию. ***

МИФЫ - готовились к конкурсу 15 лет - столько существует эта, на сегодняшний день самая старая группа ленинградского самодеятельного рока. Хотя ребята хорошо сохранились - Гена Барихновский на сцене - просто мальчишка. И в творчестве нельзя сказать, что у них застой. По большому счету МИФАМИ движет уже не чисто творческий мотив, сколько, по-моему, прирожденное музыкальное честолюбие. (Интересно, что это такое? - прим. ред.). Их ровесники и друзья из тех же ЗЕМЛЯН - уже Владимиры Владимировичи, а они все Генки. Но тем не менее компромисс о переходе на профессиональную работу так и не находится, да и найдется ли теперь, когда приказом министерства культуры**** ВИА должны менять претенциозные названия (МИФЫ!) и петь не более 20% своих песен. Сейчас МИФЫ вот уже несколько лет, так сказать полупрофессиональная группа. Они работали всем составом в кабаке, теперь - на танцах под Ленинградом, в Токсово. И это их основное занятие.

На конкурсе Геннадий Барихновский (вокал и бас) и Сергей Данилов (лидер-гитара) - неразлучная со школы парочка авторов песен МИФОВ выступали с двумя новыми партнерами - их зовут Виктор Морозов (ударные) и клавишник Олег Иванов, но имена здесь не суть, потому что партнеры у дуэта все время меняются. Хотя эти уже полгода, да и Морозову было доверено спеть песню "Про Макара", а обычно Барихновский все поет сам. Выглядели МИФЫ - серьезно, мобильно, отлично исполнили "Песню о мире" ("Ответный удар"), показали ряд новых песен с элементами новых стилей в аранжировках, у них одних из немногих можно было разобрать слова - в общем, честно заняли второе место*****.

ПИЛИГРИМ - группа одного музыканта, остальные лишь его тени - примерно так было отмечено на заседании жюри. Этот один - Александр Царовцев. Он был одним из основателей группы ЯБЛОКО и пел на диске-гиганте этой группы. И в ПИЛИГРИМЕ чувствовалась тяга лидера группы к фольклору. Что касается остальных музыкантов, то было такое чувство, что они увидели друг друга за кулисами перед самым концертом. Надо сказать, что на концерте это особенно бросилось в глаза, и особого восторга выступление ПИЛИГРИМА не вызвало. Правда, все посмеялись удачной шутке Царовцева: "Среди московских рок-музыкантов сейчас стало модным петь на стихи Маргариты Пушкиной, я тоже решил не отставать и спою песню на стихи Александра Пушкина, ее однофамильца". Потом первые аккорды и слова "Не дай нам бог сойти с ума" тонули в аплодисментах. Но многие композиции ПИЛИГРИМА показались монотонными, занудными. Однако, когда была проявлена, так сказать, пленка с многострадальной записью, вдруг выяснилось, что, непонятно, правда, по каким причинам, песни ПИЛИГРИМА на магнитофоне звучат приличнее, чем у многих лидеров. Поэтому мы и включили две из них в подборку "Лучшее. Избранное", хотя никакого места ПИЛИГРИМ и не получил.

ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН - группа, которой руководит ветеран самодеятельного рока - ему уже за сорок - Игорь Голубев - он барабанщик и ярый сторонник идеи свинга и воспитания "чувства свинга" у подрастающего поколения. На фестивале его группа выступила для себя очень неплохо, свинговала сорок минут, чем основательно притомила слушателей. Однако певица Ольга Домущу, молодая жена руководителя, была отмечена, за свое умение приплясывать на сцене и сильный голос, хотя и то, и другое у Ольги было, как говорится, на грани вкуса. Да и пела она так, что индикатор носился по шкале, как угорелый.

AKBAPИУM - его выступление на фестивале было признано и жюри, и зрителями неудачным. Трудно даже сказать, в чем дело - выступил АКВАРИУМ мощно, слаженно, как обычно, лидер группы Борис Гребенщиков был просто неудержим, но кому многое дано, с того и большой спрос, и, пожалуй, вся публика ждала от АКВАРИУМА чего-то этакого, а они на этот раз просто честно сделали свое дело.

"Не покидай меня" - романс Вертинского. Другой маленький сюрприз АКВАРИУМА - песня "Лучший город Земли" Арно Бабаджаняна, шлягер, принесший композитору в середине шестидесятых немало материальных ценностей, а ныне почти забытый.

Из новостей АКВАРИУМА отметим, что дипломники ВГИКА сняли одночастевой фильм "Иванов..." по песне АКВАРИУМА "Я инженер на сотне рублей и больше не получу" (обычно она называется "25 к 10"- прим. ред.), где Борис Гребенщиков снялся в главной роли, а его братия появилась в финальных кадрах. По стране поставлено несколько спектаклей драматических театров с песнями Гребенщикова и АКВАРИУМА. А пока сообщим только состав, в котором группа играла на конкурсе: Гребенщиков - гитара, вокал, М. Васильев - бас, А. Романов - клавишные, флейта, вокал, В. Гаккель - виолончель, вокал, А. Ляпин - лидер-гитара, С. Курехин - клавишные, духовые. И. Бутман - саксофон, В. Болучевский - саксофон, П. Трощенков - ударные. Гребенщиков, кстати, на концерте использует грим, чуть-чуть в манере БОУИ, не всем это нравится, но почему бы и нет?

Для АКВАРИУМА второе место было, конечно, поражением. Хотя на заседании жюри Троицкий, Садчиков и Сигалов стояли за первое место АКВАРИУМУ несмотря ни на что, а к голосу прессы не мешает иногда прислушаться...

ЗООПАРК - (М.Науменко - гитара, вокал, руководитель, А.Храбунов - лидер-гитара, И. Куликов - бас, А. Данилов - барабаны, А.П.Донских - клавишные - в таком составе группа выступала на конкурсе) можно отнести к неудачникам фестиваля. Подвел ужасный саунд. Потом чисто психологически, Майк, судя по всему, сломался после такого блистательного выступления МАНУФАКТУРЫ - их ведь бисировали, обсуждали в кулуарах, - выглядел не в себе. А самое главное, публика, не услышав у ЗООПАРКА ничего нового, мгновенно сменила милость на гнев, так как ЗООПАРК у всех испортил приятное настроение, навеянное мастерами "ручной выработки" - МАНУФАКТУРОЙ. Право же, неумно выглядело желание Майка рассказать фестивальной публике о своем цикле, посвященном "Сладкой Н", когда эта публика, могла бы, я уверен, разбуди ее ночью, процитировать весь "Зоопарковский" цикл. Не хотелось бы, чтоб мы и дальше говорили, что знали Майка "совсем другим", но справедливости ради отметим, что даже в своих стихах он стал повторяться. Ироничным выглядело решение жюри присудить Майку Науменко приз за лучшие тексты, нет, тексты - что надо, на фестивале в грохоте и каше текстов этих просто никто не мог расслышать.

ПЛЮС - совершенно новая группа, у которой жюри, в основном, отмечало минусы. Но для любопытства - какие же бывают слабые коллективы? - мы включили их композицию. Впрочем, рок-музыка - это такое дело: что одному кажется минусом, у другого сойдет за плюс. Потом опять же учтем ситуацию: запись шла по принципу везения. Странные вещи обнаруживались - группу МЕЛОМАНЫ, которая была включена в программу в последний час, вместо не сумевших выступить команд, охаивали все, кому не лень. А потом, при прослушивании записи, оказалось - все не так дурно. И мы решили извиниться перед МЕЛОМАНАМИ тем, что включили в подборку их композицию.

ТАМБУРИН - пользовался на фестивале и на заключительном концерте во Дворце Молодежи особой любовью. Одна авторитетная особа сказала даже: "Вот... Видите... Можно же... Вот кому надо присваивать ставки!" (она имела в виду - тарифицировать). Действительно, на фоне мрачноватых рокеров личность лучезарного Владимира Леви смотрелась. Володя, кстати, с годами все прибавляет в лучезарности - видно, жизнь совсем не сладка... Он пел и играл во ФЛАМИНГО, ГАЛАКТИКЕ, ПОСЛЕДНЕМ ШАНСЕ, а сейчас, - держитесь, парни, крепче за свои стулья, в группе Людмилы Сенчиной в Ленконцерте. Так вот. Там Леви выходит в таком красивом в духе ВИА костюме и непонятно чем занимается в течение часа - то тренькает на 12-струнке, то стукнет по конге, а уж когда совсем разойдется, - проскулит что-то 22-голосом в микрофон. Ой, как грустно все это, ребята!

В ТАМБУРИНЕ он - король. И группа - вариант ДЖЕТРО ТАЛЛ в музыке. Ее состав: Дмитрий Филимонов - бас, Максим Логвинов - ф-но, (оба-студенты муз. училища им. Римского-Корсакова), Александр Кондрашкин - наш многостаночник, - помните, он играл в МАНУФАКТУРЕ, а сам прописан в СТРАННЫХ ИГРАХ - и тут пригодился, он, кстати, студент музыкального училища им. Мусоргского, и флейтист Юрий Данилов - программист по основной специальности, играл в группе ПИКНИК. Свое кредо ребята сформулировали так: "Группа стремится сочетать элементы фольклора, старинной, классической и рок-музыки и использует на данном этапе чистые тембры звучания инструментов."

Песня "Чужестранец" стала, пожалуй, хитом фестиваля, в чем-то она о многих самодеятельных рокерах, о самом Леви - не потому ли полюбилась?

СТРАННЫЕ ИГРЫ - группа, о которой разговоров-пересудов не меньше, чем об АКВАРИУМЕ. Чего стоят они в студии звукозаписи, можно будет оценить уже в ближайшее время - ИГРЫ записали девять своих песен, пять уже сведены, четыре будут вот-вот пересведены.

ИГРЫ, однако, шоу-группа. На сцене это сборище уродов и идиотов, которые, однако, так свободно и нагловато себя чувствуют, и "все такие обаятельные", что недолго дослушаться и досмотреться до того, что начнешь себя считать ненормальным... а не их. В общем, то, что и надо для нью-вейв. Такая группа способна тронуть сердца самых привередливых рокеров. Образчик оценки ИГР одним из рокеров, назвавшим себя Оконечниковым и опубликовавшим в машинописном журнальчике "Рокси" рок-клуба, я не без удовольствия и радости за коллегу по перу предлагаю вашему вниманию:

"Как группа называется? СТРАННЫЕ ИГРЫ? Ненормально это как-то... То ли дело: РОССИЯНЕ, ЗЕМЛЯНЕ, МИФЫ - все ясно, все понятно. А тут - СТРАННЫЕ ИГРЫ. Поневоле задумаешься - что за игры такие и что в них странного? Добро бы существовали лет десять, как АКВАРИУМ, тут уж не заметишь, как в такие игры заиграешь, что страннее некуда. А эти-то - выступают всего год, а уж в игры играют, да еще в странные. Да и музыку играют, не поймешь какую, - реггей, ска не ска, одним словом, новую волну!

А сами музыканты? Тоже много неясного... Например, Леха Рахов. Саксофонист! Других инструментов, видите ли нету! Ну, ладно, А на десятый год в два сакса задули - люди пожилые, заслуженные, им простительно. А эти? Год играют, а уже сакс им подавай. А что поют - откопали каких-то французских поэтов - Тцара, Рено, англичан к ним присоединили, да и до Хармса, говорят, добрались. Ребята-то они в сущности неплохие. Вот Коля Куликовских - играл себе преспокойно на органе "Юность", и забот не знал. Так нет же, появился некий Александр Давыдов, как бы с понтом, руководитель, гитарист и втянул в странные игры. И братьев Сологубов, Витю и Гришу. Ну, а последней жертвой стал Кондрашкин..." Ну, и так далее. В общем видно, что балдеет Оконечников.*********

Балдеют и люди посолиднее. Вот как заканчивается статья в "Ленинградском университете" об ИГРАХ: "Быть первым всегда трудно. Мы знаем немало примеров, когда какое-либо музыкальное явление поначалу вызывало только недоумение, а то и вовсе отвергалось, и лишь годы спустя получало заслуженную оценку. Так было с джазом, с музыкой БИТЛЗ. Да минует чаша сия СТРАННЫЕ ИГРЫ". На фестивале ведущий прочитал в микрофон этот абзац и последняя фраза прозвучала завораживающе. До сих пор воспоминание леденит душу и заставляет вновь и вновь проговаривать в тишине: "Да минует чаша сия СТРАННЫЕ ИГРЫ". Поистине самодеятельный рок - это поэзия для тех, кто свыкся с его странностями.

Ну, в общем, договорились, к CTPАHHЫМ ИГРАМ мы еще вернемся...

ПИКНИК - стал четвертым, внеплановым третьим призером фестиваля и поделом. Группа, возглавляемая Эдмундом Шклярским и менеджером Александром Савельевым, неожиданно в последнее время стала прибавлять. Раньше довольно добросовестно, но уж до того архаично играла хард-рок, а теперь стала музыкально куда гибче, динамичней, Шклярский вырастает в очень своеобразного автора и певца - у него образ неброский, но магический.

Группа в отличие от грандов решает ни от кого не зависеть в плане аппаратуры - тратит последние копейки на свою аппаратуру и худо-бедно именно на ее аппарате проходил фестиваль.

Думаю, к ПИКНИКУ тоже вернемся подробней - сейчас записали (а записывать они умеют - альбом "Дым" - хорошая работа), и хотят записать специально для дискотек цикл песен молодого ленинградского композитора Григория Гладкова.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА - группа одного лидера Юрия Рулева. Тоже хард-рок и весьма приличный, к тому же ребята молоды. Между прочим, последний номер ВЫСТАВКИ начинался предисловием Рулева о том, что здесь, мол, говорили, что "рок-н-ролл мертв" (название песни Гребенщикова), так вот, мы говорим: "Король умер, - да здравствует король! - по уточненным данным - рок-н-ролл все еще жив" - и ВЫСТАВКА заиграла знакомый квадрат. В этот момент сидящий в зале Жора Ордановский подпрыгнул так, будто у него в кресле сломалась пружина и начал размахивать свитерком весьма потертого вида... За ним поднялся народ, правда, немного...

Фестиваль, как бы он интересен ни был, подутомил, или так показалось в тот момент. Но как бы то ни было, самодеятельная музыка жива, и надо полагать, будет и впредь жить-поживать - так как теперь вряд ли продолжится активный переход самодеятельных групп в профессионалы, как это было сравнительно недавно - МАШИНА, ЗЕМЛЯНЕ, ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Но с другой стороны, пример АКВАРИУМА с его бурной магнитофонной деятельностью вдохновляет - техника шагнула вперед и по логике вещей любительским группам ничего другого не остается, как записываться, записываться... А мы поживем - услышим.**********

Запись и аннотация "БУМ - КОМПАНИИ"

_________________________

* Вообще-то это не первый фестиваль. В шестидесятых их было три - в 67, 68, 69 гг., причем последний проходил в зале Гидромета и ребята из "Мухи" оформили дизайн площадки несравненно лучше, чем на родной сцене на ул. Рубинштейна, да и ажиотажа нонче особого не было. Если бы дали дворец спорта и афишу на каждом углу, я думаю, билеты бы были свободно. В шестидесятых бы снесли пол-Петроградской В чем дело? Неужто с роком происходит то же самое, что и с джазом, начавшим от шквала популярности, конной милиции, а ныне ушедшим в подполье полупустых клубов? Вопрос по существу: популярен ли рок среди ленинградской молодежи? Популярен ли наш ленинградского разлива рок? - (прим. информированного редактора).

** Во-первых, непонятно, почему из всего представленного на фестивале РОССИЯНАМИ материала на данной пленке выбран одноминутный инструментал. Во-вторых, Жора, вопреки прогнозам мрачным показал очень зрелый настоящий хэви-металл, показал движение. По моему списку эта одна из лучших команд Л-да и лидер тяжести самодеятельного рока. Не в смысле "тяжелее" всех, а в смысле "качественнее" - (прим. длинноволосого редактора).

*** Ну, не всех, конечно, молодые, с интересной подачей, но... члены жюри, кроме Троицкого в НВ не очень, а Артем на ней помешан, считая, что только НВ - это да, это движение, а все остальное - ностальгия или топтание на месте.

Но что-то я не припомню, чтобы в восьмидесятых гоняли почти полностью цельнонатянутые темы, кроме, конечно, официальных команд, типа ЗЕМЛЯНЕ, а МАНУФАКТУРА чистенько сняла ПОЛИС, ТРИО. Это понятно, ребята только начинают, но потрясать и давать первое место?..

Кроме того, надо понять, что МАНУФАКТУРА - просто-напросто эстрада. На всякую форму искусства всегда найдется стилизованный под нее кастрированный вариант этой формы. Была в свое время бит-эстрада всякие там ГОЛУБЫЕ РЕБЯТА, существует и совершенствуется рок-эстрада - Стасы Намины, ЗЕМЛЯНЕ-КИСЕЛЯНЕ, а теперь просто пришла пора НВ-эстрады, вот вам и МАНУФАКТУРА. (Вообще это относится не только к рок-музыке). Что же касается рока, то в наших условиях, когда для плясов существует огромное количество западной продукции, гораздо больше значения уделяется словам. А что мы видим здесь? Про дома нам пели из Москвы уже столько, что уши вянут слышать что-либо на эту тему в какой угодно аранжировке, "Городские дела" вполне мог бы спеть толстомордый Антонов, а уж "Невский проспект"- вообще кто угодно, хоть педик Леонтьев. А вот "Сладкую Н", "Автобусной маршрут", "Мэдисон-стрит", "Капитана Африку" или там "Перекрестки" никто бы из них спеть не смог да и не стал бы. Потому что петь и играть все это могут только рок-музыканты, к которым МАНУФАКТУРА не имеет никакого отношения, кроме набора инструментов. На всем конкурсе у них была самая безобидная программа и они-то и получили первое место. Увы, это не случайно. Впрочем, а чего вы, вернее, "мы" ждали? Наверное, сейчас такое время, что всем захотелось домашнего уюта с торшерчиком и "чтоб не надо напрягаться"...

**** По поводу этого приказа можно сказать одно: мафия бессмертна, так как под "профессиональными композиторами", чьим творчеством должно заполняться по приказу УХ! 80% репертуара, можно читать: Френкель, Фрадкин, Фельцман, Пахмутова... - (прим. уставшего ред.).

***** В течение всего 1982 г. ленинградская пресса вместе с охвостьем из дискотеки бара "Таллин" всячески рекламировала МИФОВ и первое место было им зарезервировано, и они бы получили его, если б не МАНУФАКТУРА, которая оказалась еще более конформистской. И пора, пора им в Рос, Мос, Лен - или куда там еще, пора им становиться Геннадиями Батьковичами и сами они это понимают и хотят, но, видать не получается и остается только петь про Макара, у которого получилось. Вообще, эта песня, конечно, позор для МИФОВ. Играть зады MB в музыкальном, да частенько и в текстовом отношении, и так по-животному завидовать, что уж во всеуслышание песни об этом слагать. Или, может они не понимают, как выглядят с этой своей "Про Макара"? И опять же авторы подборки и аннотации, уделив 1 минуту РОССИЯНАМ, запихали целых четыре песни МИФОВ, больше всех, в том числе и про молодого механизатора МТС, которая ниже уровня обсуждения. Впрочем, должна быть музыка и для ПТУ...

****** ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН - это завал, ошен много мюзик, а вот что они в натуре делают на фестивале? - (прим. недоумевающего редактора)

******* АКВАРИУМ - группа номер один в СОЮЗЕ. БГ при всех его примочках и музыкальной слабости - настоящий лидер советского рока, но о нем особо и почему он лидер - отдельный разговор. БГ прошел трудный путь от мягкого мальчика из интеллигентной семьи, читающего покетный "фэнтези" и подражающего всем подряд, кто вылез на вершину английского списка популярности до испытанного бойца отечественного рока, сумел создать оригинального себя и группу сделал ни на кого не похожую, и в то же время нашу ленинградскую, преемственную не только корням БИТЛЗ, БОУИ, Костелло, но и русскому авангарду начала века, Оберр, Хармсу, Олейникову. Короче, БГ сделал много, достаточно для присуждения почетного звания академика, а тут второе место, впрочем, кто судьи и как они определяли - это особый вопрос, да и в этом ли дело? Ведь важна суть, а признание и оценка жюри - весьма разные вещи. Что же касается борцов от нашей прессы за А, то как в свое время говорил Маяковский - "думаем одно, пишем другое, а говорим третье." И рассчитывать, что слово, хоть в какой-то степени равносильно поступку - смешно. - (прим. какого-то из редакторов.).

******** Майк, конечно, уникальный раздолбай. Включить в последний момент в группу еще один инструмент - ф-но, который помимо ритм-гитары, собственно, и делает музыку - это, не что иное, как самая натуральная халява. Естественно, безо всяких предварительных репетиций. Но я сильно подозреваю, что Майка за весь этот бардак, сопутствующий ему почти всегда, тоже любят. Дело в том, что он внешне много проще других музыкантов, и на сцене он не шоу делает, а является самим собой. Но основная причина его популярности в том, что творчество его народно (без всяких только сравнений, пожалуйста!) По поводу старых программ - так и Леви не очень новые песни пел, и нет ничего удивительного в том, что музыкант на конкурсе делает то, что считает лучшим в своем творчестве. К вопросу о текстах - или публика знает их наизусть, или никто ничего не мог понять, и что ироничного в решении жюри - непонятно, потому как если такой приз есть, то кому как не Майку его давать?

********* в "Рокси", конечно, не все статьи такие, как цитируемая... а СТРАННЫЕ ИГРЫ - настоящая команда, сумевшая очень точно в соответствии с психофизикой и фактурой участников найти очень точный и современный рок-имидж "Мэднесс". Но это внешне, и это, между прочим, не так уж важно, как некоторые думают. (В конце концов, длинные волосы раньше все поголовно носили - и ничего, про похожесть на кого-нибудь особых разговоров не было). И никакого понта у Саши Давыдова нету, только вот силенок бы хватило выжить в этом прекрасном, но яростном мире... - (прим. странного редактора).

********** - ПИКНИКИ, ПЛЮСЫ, ПATPИAPXAЛЬHЫE ВЫСТАВКИ, МЕЛОМАНЫ - это все минусы, самодеятельность бездарная и занудная, "Магический Эдмунд Шклярский", одним словом... - (примечание всех редакторов вместе).


РОК-МИФОТВОРЧЕСТВО

Саша СКРИМАМИ

Во все времена большинству народов было мало того, что существует на самом деле, а все хотелось чего-то большего. В древние времена находились люди, которые собственными глазами, видели драконов, циклопов, кентавров там разных, о чем и рассказывали на всех перекрестках, пытаясь, видимо, тем самым добиться уважения, причем особого, в глазах своих слушателей. Времена менялись. Давненько никто уже не слышал пения сирен - собственными ушами, естественно, теперь все подряд встречаются с Йети, инопланетянами и тому подобным. Их видят много хороших, замечательных людей, у которых, наверное, есть всего лишь один единственный недостаток - приврать любят. Зато какой успех, пусть и ненадолго.

Не отстает в этом отношении и наша рок-публика. Но здесь - особ-статья. Здесь принято похваляться друг перед другом прослушиванием или, на худой конец, созерцанием несуществующих пластинок.

Я с удовольствием зашел бы в такое место, где рядом с хорошим проигрывателем стояла бы на полочке вся эта коллекция. Пластинок не так и много, но какие!

Вот целых три пластинки ПИНК ФЛОЙД. Поистине, это Несси рок-мифов. Первая из них - "Хиросима". Интересно, про что там? Наверное, про Хиросиму... А может, еще и про Нагасаки, если это двойник - существовала и такая версия. На первой стороне обложки - атомный взрыв, естественно, все чин-чинарем. А что вы еще ожидали там увидеть? Фантазия людей, которые придумывают байки про такую музыку, немногим лучше самой музыки, что и подтверждается с блеском двумя следующими альбомами этой группы, которые называются совсем уже попросту - "Энималз-2" и "Стена, часть третья". Чего там, действительно еще изощряться? "Ну, что, б..., слышал последних ПИНКОВ? Нет? Ну и мудак, понял? А я слышал, понял? А называется, счас, б...., скажу, эта... эта... "Энималз-2" называется, понял?" Об этих пластинках ничего, что касалось бы оформления или содержания, увы, неизвестно.

Следующим стоит альбом ЛЕД ЗЕППЕЛИН "СLEAN AIR". Это монументальное посмертное творение, имеет, как известно, нарезки лишь с одной стороны. Посмотрел бы я на продюсера, который взялся выпускать такое! В течение целого года после смерти Джона Бонэма все гопники со значением заглядывали друг другу в глаза и спрашивали: "А ты слышал новый ЗЕППЕЛИН? "Чистый воздух" называется?" (Это уже потом какой-то умелец догадался заглянуть в словарь и перевести-таки название на английский). На это полагалось небрежно отвечать, что да, вот, у приятеля уже есть, а мне, дескать, на днях занесут. Впрочем находились и такие, которые слышали. Собственными, естественно, ушами.

А вот это раритет! Да, вот она, легендарная пластинка БИТЛЗ "Яблоко раздора". (Интересно, как это будет по-английски?). Запилена старушка, поистаскана! Все-таки уже с семьдесят первого года здесь отсвечиваешь. Сколько поколений битломаньяков искало тебя! На одной стороне - яблоко целое, на другой - червивое, на развороте - разрезанное на четыре части, все, как говорится, дела!

Так, ну дальше, тут не совсем интересно - все безымянные воссоединительные пластинки БИТЛЗ, просто разных годов. Впрочем, одна из них снабжена вырезкой из журнала "Ровесник" и называется она - как бы вы думали, - "Ринго". Надеемся, что заметка составлялась без участия дяди Ко.

Вот пластинка Маккартни "Мистер Маккартни". За ней, я помню, предлагалось ехать вот хоть сейчас, только папиросу докурят. Так и не докурили... А года она 74-го. Вот сольник Линды, на обложке которого она изображена в акваланге, вот оригинальный "Белый альбом" с "голой бабой во всю обложку", а вот номерной Леннон, который вышел после "Двойной фантазии" (в прессе, кстати, писали, что действительно, материала было записано больше, чем вошло в пластинку, но так ли это и услышим ли мы эти песни?). Так, вроде с БИТЛЗ все. Нет, вот еще совместный альбом Харрисона с Клэптоном. Интересно, как бы он звучал?

Пятый КУИН под названием "Мекка". Он был придуман почти сразу после выхода четвертого. Любопытно, что такое название было дано еще до того, как Меркюри запел свое "Мустафа, Ибрагим".

Сольник Яна Андерсона, который все видели только в каталогах, но про который точно известно, что он акустический и на основе народных мелодий.

Еще один ПИНК ФЛОЙД - "BRITISH TOUR - LIVE IN ITALY". Сильное название, ничего не скажешь!

А вот скромная стопочка пластинок фирмы "Мелодия" -"Эбби роуд", "Револьвер", ну и конечно же ПИНК ФЛОЙД - "Обратная сторона Луны", Как же без них.

Что ж, дерзайте дальше! Еще не затронута "новая волна", да и в старом стоит покопаться! Вдруг каких драконов увидим! Собственными, конечно, глазами...


СИЛЯ - ЭТО "ВЫХОД"

В.Степанов

Популярность этого человека в джинсах, в клетчатой рубашке или свитере на голое тело, высокого, худого, в круглых ленноновских очках достигла таких размеров, что порой случаются казусы, о которых, впрочем, говорить пока не будем. Так кто же он такой, этот Сергей Селюнин, лидер группы ВЫХОД, автор знаменитого ВАНДАЛИЗМА, ПОСЛЕОБЕДЕННОГО СНА, и чуть не забыли, БРАТА ИСАЙИ? Почему он так мало концертирует? В чем секрет его популярности?

Родился Силя в 1958 году, в семье служащего (спорный вопрос - прим. ред.), закончил 45-й интернат, этот лицей 60-х и 70-х, не нуждающийся в рекомендациях, затем в университете приобрел специальность физика. Блестящее знание английского языка и любовь к музыке сделали рок не сопутствующим антуражем, а глобально изменили его философию и мировоззрение. Моррисон и Дилан, Марли и Леннон - вот любимые учителя, а точнее друзья Сили.

Уже десять лет он пишет свои чудесные песни, но скромность и застенчивость восемь лет скрывали от нас то, что мы так ждали. Только в 1982 году, практически силой, в традиционном состоянии алкогольного опьянения происходит встреча и контакт Сили с Музыкантами одной группы. Не выдержав конкуренции, ее покидают два музыканта, и с этого момента начинается восхождение группы ВЫХОД.

Сразу, с первой репетиции, становится ясно, что такие пьесы, как БРАТ ИСАЙЯ, ОНА НЕСЛА CУМAPЬ, КАПЛИ КАЙФОВОЙ РОСЫ станут безусловными хитами. Так и случилось. После нескольких месяцев напряженных репетиций возникает одна из самых интересных, на мой взгляд, программ за последние года два.

С большим трудом удается уговорить Силю выступить в стенах ЛГУ. Здесь происходит неожиданное: выясняется, что Силя, ни разу не игравший со сцены, уже известен и горячо любим. Успех грандиозный. Песни, которые пьяный Силя крайне редко пел среди своих друзей, перешагнули этот тесный круг, и ушли в народ, не спрашивая Силю. Многие песни он не мог петь, потому что их пел зал:

Художник написал портрет угробил добрых десять лет
Творил, ночей не спал.
Мне дела нет до мук его - мазня и больше ничего
Топор я в руки взял
И стер с лица земли его творенье
Легко непринужденно с вдохновеньем.
Искусство - архаизм
В наш атомный век есть дела поважнее,
Почетней, полезней, достойней, сложнее
Вперед! Вандализм!

Но что значат эти слова без музыки, без обаятельного исполнителя, чей сценический образ был выработан и отточен во время работы в знаменитом театре ФРИНДЖ физфака п/у В. Сорокина, где Силя, несмотря на свою скромность, сыграл ряд замечательных ролей в произведениях Хармса, Чуковского, Черного, Гребенщикова. Этот успех не вскружил голову Силе он не возомнил себя полубогом или апостолом микрорайона, что подчас происходит с несомненно талантливыми и очень известными музыкантами. Приобретая звезду, мы теряем человека, Силя - другой. Ни аплодисменты, ни обожание, ни девочки, к счастью, не являются определяющими в его творчестве. Силя - один из нас, только чуточку чище и светлее (особенно после душа - прим. ред.)...

Но не следует думать, что на творческом пути Сили не было поражений. Выступление в рок-клубе, пусть на плохом аппарате, пусть с неготовой программой, но категорически не удалось. И пусть часть зала лихорадочно завывала, это была малая часть, это были суперфаны, Силя не прозвучал. Кстати, программа завершалась замечательной песней замечательного пианиста и композитора В. Захарова "Спасибо вам за мир, за пиво и за сыр", которая имела большой заслуженный успех. В целом публика не отнеслась с должным вниманием к собрату по струне (т.е. конкуренту).

Силю одни упрекают в излишней интеллектуальности, другие в примитивизме. Но эти споры лишь подтверждают, что Силя - тот человек, которого мы так долго ждали, за которым, по-видимому, будущее и который поможет многим из вас найти выход...


ФЕКАЛЬНЫЙ РОК

По поводу московской группы "Д...... К.."

Знаете, в школе, почти в каждом классе есть такой тихий приличный интеллигентный мальчик, который хорошо учится, но почему-то хочет еще пользоваться уважением своих товарищей. А система ценностей в прекрасные школьные годы весьма своеобразная. И вот бедняга бродит в тиши родной квартиры, уставленной книгами до потолка и до головной боли зубрит страшнейшие матюги, которые с естественной легкостью слетают с уст его товарищей. Наконец, все термины выучены и можно применять их на практике. Но увы! Желанного успеха так-таки и нет. Почему? "Все не то, не то все..."

Подобные явления весьма распространены в нежном возрасте. Музыкантам же из ДеКа под тридцать, это солидные бородатые люди, с музыкальным, как я слышал, образованием.

Первая мысль, когда их слушаешь - наверное, все это стеб. Да нет не стеб. Стеб должен быть по крайней мере смешным, а здесь испытываешь чувство неловкости. Повторяется история с вышеупомянутым пионером - весь лексикон современного самодеятельного рока выучен с редким тщанием. Тут весь набор: "ништяк", он повторяется раз десять, "чувак", "портвейн", "сдать посуду", "клевая" и т.д., и т. п., - короче они долго и старательно слушали Майка, Рыженко, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ, не пренебрегая АКВАРИУМОМ, и заучили-таки, совершенно не вникнув, по какому же поводу и кем применяются все эти замечательные слова. Ну, а заучив, взялись за инструменты и сыграли не то в рок не то в панк, не то во что-то еще. Получилось уникально скучно.

Поразительно старомодна музыкальная сторона дела. То есть все записано и сыграно очень профессионально, но такую музыку играли очень-очень давно. Да и в текстах тоже - "Фил Эспозито", например, это было 11 лет назад...

Музыканты явно злоупотребляют риффом из "Венеры" ШОКИНГ БЛЮ, мало того, еще и поют (дословно) "Шизгары, шизгары", пародируя русское безграмотное произношение "SHE IS GOT IT" из этого боевика уже более чем десятилетней давности. Боюсь, что нынешняя молодежь, которая в 1972 году пешком под стол ходила, сильно их в этой пародии не поймет. КЭНДЗАБУРО ОЭ тоже, кстати, поминают этот же рифф на своей "Япона мама", да и МУХОМОРЫ, и Рыженко тоже не забывают. По истине, как сказал классик, - "На всех московских есть особый отпечаток!".

Гитарист же из ДеКа видимо когда-то, тоже лет, наверное 12 назад, слышал группу ГАН и та его сильно поразила. В результате этого его чрезмерное увлечение приставками к гитаре печально напоминает ситуацию с органом группы ДЖЕНЕЗИС, особенность которого заключается в конструкции, требующей больших физических усилий при игре на нем, поэтому органист как наваливается на клавиатуру с самого начала, так и боится отпустить, ибо полагает, что на второе такое усилие его не хватит. А орган все воет и воет.

Все это называется в Москве панком и новой волной. Ну-ну.

Посмотрим, что же они сами о себе говорят. Вот цитата из московского журнала "УХО" №5 (2) от июля 83г. : "Группа ДеКа играет новую волну легко и элегантно... Солист Женя Морозов - натура крайне артистичная и часто его душа и тело совершают поступки совершенно необыкновенные. Любит хорошие компании и не любит уступать старушкам места в городском транспорте. Дима (гитарист) любит джаз, выпить, дать взаймы, и угостить чем бог послал. Сережа (драмс) интересуется книгами (Античность, Возрождение, французская поэзия и русские декаденты) и собирает фонотеку классической музыки. Любимые композиторы - Моцарт и Прокофьев, пианисты - К. Гульд, К. Аррау, Л. Берман, дирижер - Л. Бернстайн. Сережа Полянский (бас) - любит рок-музыку: слушать и играть. Не пьет, не курит и матом не ругается".

Вот так. Панки, одно слово. Нью-вейверы.

Рок-музыка - искусство очень честное по своей сути. То же, что нам предлагают люди из ДеКа говоря простыми словами, халтура. Спекуляция на модной нынче теме. Мы имели халтуру, так сказать, справа - все официальные команды с песенками типа "улыбнитесь, каскадеры". Теперь мы получили халтуру слева - группу трезвенников, любителей классики, которые поют про портвейн, которого, похоже, и не пробовали. Кроме того, фальшь исполнения просто колет глаза.

Так что пока самым выдающимся событием в их карьере остается игра в Зеленограде в качестве бэкинг-музыкантов для Майка.

Алек 3андер


УСТАЛЫЕ МЫСЛИ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА

Интервью с Борисом Гребенщиковым

Несмотря на обилие редакционных комментариев в этом номере, мы все же вынуждены дать еще один.

У нас в городе, оказывается, существует некая ассоциация диск-жокеев. Уж не знаем степени ее организованности, а также того, кто туда входит, а кто нет. Но так или иначе, всем должно быть ясно, что диск-жокеи по своей общественной роли - паразиты (не в обидном смысле слова).

Кроме того, весьма большой процент из них паразиты и по своей человеческом сути, попросту барыги, люди, более чем далекие от рок-музыки, и видящие в проведении дискотек средство заколачивания, как они выражаются, башлей. Однако у них, бедняг, есть так называемые "информационные блоки", когда им что-то говорить надо о группах, чью музыку они ставят. А ставить их теперь просят, к примеру, АКВАРИУМ. Но что про него говорить, они, натурально, не знают. Поэтому собрались они как-то, да и записали все свои вопросы к БГ.

Некоторые вопросы свидетельствуют о том, что среди них есть и подрубающиеся люди. Другие вопросы здесь даже не приведены - таким дремучим невежеством от них веет.

Существует мнение, что все, что художник хочет сказать, он говорит в своих творениях, а все дальнейшие расспросы являются кишковыматыванием... Но нашим славным ДиДжеям некогда "думать, думать, думать своей головой", а может просто лень. Кроме того, наверняка есть масса людей, которые несогласны с вышеприведенным мнением, и скорее всего, есть диск-жокеи, не приглашенные пока в эту ассоциацию. Для них-то всех мы и публикуем УСТАЛЫЕ МЫСЛИ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА

ИТАК:

- ФИО, ПРОФЕССИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ?

- БГ (Стрелец, Змея), генералист, живой человек (пока), ЛГУ, ф-т ПМ - ПУ (формально).

- ТЯНЕТ ЛИ К ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ?

- Никогда не знал, что это такое. Поэтому не тянет.

- КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ, ПРОЗАИКИ, ФИЛОСОФЫ?

- J.R.R. Tolkien, М. Булгаков (только "Мастер и Маргарита"), В. Шинкарев ("Максим и Федор"), Поль Элюар, Боб Дилан, Лао-Цзы, Чжуан-Цзы, Брюс Ли.

- КАКОЙ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЙ СКУЛЬПТОР ?

- Мы сами и то, что у нас иногда получается.

- КАКОЙ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК ?

- Магритт.

- СТРАНА, К КОТОРОЙ ТЫ ОТНОСИШЬСЯ С НАИБОЛЬШЕЙ СИМПАТИЕЙ?

- То место, где я нахожусь.

- ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ, КИНОКОМЕДИЯ, КИНОРЕЖИССЕР?

- "Йеллоу Субмарин", "ENTER THE DRAGON", "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона".

- КОГДА ТЫ ВПЕРВЫЕ ВЗЯЛ В РУКИ ГИТАРУ?

- Первую связную песню БИТЛЗ - "TICKET TO RIDE" - сыграл летом 68г.

- КАКОВО ТВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

- Приблизительно 30 лет слушания музыки и 20 лет ее играния. Как правило, от формального образования творческие органы людей костенеют. Никогда его не хотел.

- КТО ОКАЗАЛ ВЛИЯНИЕ НА ТВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС?

- БИТЛЗ, Вертинский, Боуи, Окуджава, Дилан, Клячкин, Олдфилд, ХЬЮМАН ЛИГ, и любая интересная музыка, которую слышу.

- КАКИХ НАШИХ МУЗЫКАНТОВ ТЫ ОТМЕЧАЕШЬ?

- Цой, Чекасин, Валя Пономарева.

- ТВОЙ ХИТ-ПАРАД СОВЕТСКИХ РОК-ГРУПП С УЧЕТОМ AKBAPИУМA

- 1. КИНО. 2. МАЙК + ЗООПАРК. 3. СТРАННЫЕ ИГРЫ, 4. ЦЕНТР. Музыку АКВАРИУМА оценивать не собираюсь.

- ТВОЕ ПЕРВОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

- Ночной фестиваль в Юкках летом 1973 года. Я выступал в качестве акустического романтического мальчика с песнями Кэта Стивенса на одной сцене с САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ, старыми ЗЕМЛЯНАМИ, МАНИЕЙ и т.п., чем тогда очень гордился.

- ЧТО БЫЛО ДО 01.81, ТО ЕСТЬ ДО "СИНЕГО АЛЬБОМА?"

- Из записей: "Искушение святого AKBAPИУМA" - Борис и Джордж. 73г., крайне забавный бред. "Притчи графа Диффузора" - АКВАРИУМ (акустический), 74г., милая романтика. "Менуэт Земледельцу" - 74г., 4 вещи, электроабсурд. "С той стороны зеркального стекла" - соло, 76г., первая запись в приблизительно нормальной студии. "Все братья-сестры" - Борис и Майк, 78г., микрофон в чистом поле - и вперед!

- ЧТО ТАКОЕ "АРОКС" И "ШТЕР"?

- Рабочие слова из вещи "Поэзия" на "Треугольнике". Название бутлега с первым вариантом электрической программы 82-83 гг. Звук там крайне плоский из-за халтурной работы аппаратчиков, но есть одна забавная вещь - "Холодное пиво".

- ПОДРОБНЕЕ О КОНЦЕРТНИКАХ "АРОКС И ШТЕР", "РЫБНЫЙ ЗАВТРАК".

- "Арокс" - смотри выше, "Рыбный завтрак" - чисто московская инициатива, о которой я узнал постфактум и который крайне низкого качества. Но некоторые смешные вещи там есть - "Пригородный блюз" Майка, "Ребята ловят свой кайф", сильная версия "Дилетанта"...

- КАКИЕ ТЕБЕ НУЖНЫ ЗРИТЕЛИ НА КОНЦЕРТЕ? КАКОВО ВАШЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?

- Слушающие и реагирующие. Энергия, которой мы обмениваемся с залом и которую генерируем друг в друге - это 90% любого концерта. Это то же самое, что некоторые особенные моменты в отношениях мужчины и женщины. Каждый, кто испытал эту радость, поймет, что я имею в виду.

- КОГДА БЫЛИ НАЧАТЫ ОПЫТЫ С РЫБАМИ В ОКЕАНЕ?

- Смотря что иметь в виду. Если опыты в созерцательно спокойном отношении к миру, то давно. Если же рассматривать это как пример КОАНА, то тоже давно. Вообще это символ подруба и неподруба.

(Из словаря: "подруб" - недуальное понимание истины. Например: "он подходит нам как басист, он подрубается в нашу ритмическую телегу".

Из словаря: "КОАН" - дзэнские (чанские) высказывания, служащие для короткого замыкания логического сознания и подруба в недуальность (единство) мира.)

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К "МАШИНЕ ВРЕМЕНИ".

- Люблю слушать, как Андрей поет, потому что хорошо отношусь к нему, и что-то есть в его голосе. О том, что с ним происходит, сожалею.

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К B.C.ВЫСОЦКОМУ.

- Уважаю его дар, но меня тяготит безысходность, встроенная в сам лад русской песни. " ...И ни церковь, ни кабак - Ничего не свято, Нет, ребята, все не так..." - сказано сильно, но меня не устраивает такой подход к жизни. "Так" никогда не будет, пока в это не подрубиться. Он как магнит собрал к себе все, что есть тяжелого в жизни, и, естественно, не вынес такого груза.

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЕННОНУ?

- Люблю.

- ОТНОШЕНИЕ К ДИСКО?

- Какая разница - диско, рок-н-ролл, реггей, джу-джу, джаз, панк? Форма не бывает хорошей или плохой. Важно содержание, мне нравятся и ХЬЮМАН ЛИГ - тоже, а САНТА ЭСМЕРАЛЬДА - нет. Дело не в ритмической структуре.

- ОТНОШЕНИЕ К ДЖАЗУ?

- Такое же, как и ко всему остальному. Почему разговор все время идет о ярлыках?

- ТВОИ ДЖАЗОВЫЕ ОПЫТЫ?

- Они не имеют отношения к джазу. Скорее уж это - авангард, хотя это такой же ярлык. Просто другая форма. Мне интересно, порою очень нравится.

- ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ В АКВАРИУМ ?

- Нет. То, во что я верю, вернее, реальность чего я замечаю вокруг - не имеет названия. А - временное вместилище этого.

- КТО СКАЗАЛ: "В ЭТОМ МИPE СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕТ!" ? ТЫ? МАКАРЕВИЧ? КТО-ТО ЕЩЕ ?

- Эта фраза и последний аккорд песни указывают на то, кому посвящена песня. Так что первый - не я. Но эта фраза верна и ее говорят уже много веков.

- ЧТО ТАКОЕ "СКВОЗНАЯ ГИТАРА"?

- Слайд-гитара, пропущенная задом-наперед. "Сквозная" от того, что звук сквозит.

- КАК РОЖДАЕТСЯ МУЗЫКА?

- Она не рождается, она есть. Ее только нужно услышать.

- КАКАЯ РЫБА В ОКЕАНЕ ПЛАВАЕТ БЫСТРЕЕ ВСЕХ?

- Не скажу.

- ЧТО ПОЯВЛЯЕТСЯ РАНЬШЕ - СТИХИ ИЛИ МУЗЫКА?

- Когда как. Обычно - фраза, или одно-два слова, которые отчего-то правильны. Они быстро находят свою музыку (обычно) и ждут всего остального. Иногда приходится ждать долго. А вообще - главное - не мешать

- РАССКАЖИ О РАБОТЕ В СТУДИИ.

- Люблю создавать несуществующую музыку. Вам никогда не приходила в голову мысль о том, что, скажем, "Сержант Пеппер..." - музыка, не имеющая физического существования (как например, "HELP" - имеет). Песни из "Сержанта" нельзя воспроизвести на сцене без существенных потерь. Таким делом люблю заниматься.

- ПОЧЕМУ В "СЫНОВЬЯХ МОЛЧАЛИВЫХ ДНЕЙ" ТАК МНОГО ОТ ПИНК ФЛОЙД?

- Потому что Ляпин любит хорошие роковые ходы, как и Гилмор. Был роскошный вариант, где соло играли виолончель с фаготом (как два танка), но он, к сожалению, не записан. Там бы вы не особо усмотрели сходство с ПИНК ФЛОЙД.

- ТЫ И ВОСТОК? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?

- Сначала - Харрисон. Интересно - что это такое? Потом один любимый мною человек указал мне "Дао ДЭ Цзин". Но я продолжал врубаться в Индию, потом постепенно подрубался в дзен и потом прямо вышел опять к "Дао Дэ Цзин". Жизненно необходимая для меня и крайне радостная вещь. Мое взаимодействие и понимание окружающей среды вполне выражается в этих терминах. Зачем? Потому что - верно. То есть не единственно верно, но меньше шелухи. Фрипп хорошо сказал: "Рок-музыкант имеет дело с энергиями огромной мощности и интенсивности. Рано или поздно его начинает интересовать, откуда они берутся."

- ЕСЛИ СНОВА НАЧАТЬ?

- См. песню "25 к 10".

- СЧИТАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕБЯ УМНЫМ?

- Нет. Но многие другие часто бывают глупее даже меня.

- ТВОИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ?

- Желание соответствовать дао. См. "Дао Дэ Цзин".

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ.

- Некоторых мне не хватает, но не настолько, чтобы обращать на это внимание. Вообще, они доставляют удовольствие. Но могут стать шторами на глазах, как и все остальное, впрочем. За неимением их, отношусь к ним положительно.

- ТВОЕ ХОББИ.

- Хобби возникает при наличии основной работы. У меня нет такой. Я генералист и ко всем видам деятельности отношусь ровно - с удовольствием.

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К БЕССЛОВЕСНЫМ ТВАРЯМ.

- Уважаю их и стараюсь у них научиться.

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕТЕРБУРГУ.

- Я - воспитанник этого города, другого не мыслю. Город света и мрака. Мечтаю о том, чтобы отделить его светлую компоненту от темной, и там и жить.

- САМАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.

- Человек, изобретший швейною машину.

- ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ, ВНУШАЮЩАЯ ТЕБЕ ОТВРАЩЕНИЕ..

- Хосе Лолес де Агуэйра.

- ВИДЕЛ ЛИ ТЫ ЛЕТАЮЩУЮ ТАРЕЛКУ?

- Видел огромное количество, радующих душу вещей. Это - в том числе.

- МОГУТ ЛИ САМОРАЗБОРКИ, НАВЕЯННЫЕ ЭТИМИ ВОПРОСАМИ, ПОСЛУЖИТЬ ТЕМА-МИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА?

- Разобрать можно часы. Попробуйте разобрать яблоко. Я не собираюсь.

- ЧТО БЫ ТЫ ПОДАРИЛ ЛЮБИМОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ БЫ БЫЛ ВСЕМОГУЩ?

- Радость (через подруб).

- ЧЕМУ ТЫ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ РАДОВАЛСЯ?

- Любви и миру, в котором живу.

- ЧТО БЫ ТЫ СДЕЛАЛ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЕСЛИ БЫ СТАЛ ОБЛАДАТЕЛЕМ МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ?

- Стал бы обладателем массы технологических устройств, приносящих радость - синтезатор, звукозапись, видео и т.д. Избавился бы от траты большого количества времени и употребил бы его лучше. Облегчил бы жизнь многим своим друзьям.

- ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ БЫТЬ ВЕЛИКИМ И ПОЧЕМУ?

- Величие - это не должность, а ощущение сопричастности к движению мира. Хотеть этого - самонадеянность. Это есть или нет. И вообще, см. "песни вычерпывающих людей".

- ТВОЯ МЕЧТА?

- Общий подруб. Приносить радость.

- КАКОВО ТВОЕ ИСТИННОЕ ЛИЦО - В ЖИЗНИ ИЛИ НА СЦЕНЕ?

- И там, и там, и еще в массе мест. Всю свою жизнь я избавляюсь от ложных лиц и ложных имен. Так что вопрос бессмысленный.

- ПЛАНЫ?

- Нет времени заниматься этой бедой. Слишком занят более важными делами.

- КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ ТЫ СЕБЯ СЧИТАЕШЬ?

- Пока еще - живым.

- ЗА ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ ЖИЗНЬ?

- За то.

- ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ ДОБИТЬСЯ В ЖИЗНИ?

- Приносить собой максимальную радость.

- КАКОВО ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТИМУЛЯТОРАМ?

- Могут помогать. Чаще мешают - из-за неумеренности людей. Так же, как и материальные ценности. Пользоваться ими можно, распускать себя так, чтобы они пользовались тобой - глупо.

- ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ? ЦВЕТОК? ЗАПАХ? ЗВУК?

- Все.

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МОЛОДЕЖИ?

- Если молодость - это относительная незагруженность штампами мышления, то крайне положительное. Если это - энергия, то тоже. И то, и другое не очень имеет отношение к физическому возрасту. Есть старики в 15 лет и есть юноши в 80.

- ЧТО ТАКОЕ ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК?

- Несущий ответственность за свои действия, что бы он ни делал. Как правило то, что называется взрослостью вокруг нас - это закостеневшая глупость, нежелание воспринимать вещи, которые не были с трудом вбиты им в голову.

- СЧАСТЛИВ ЛИ ТЫ?

- Да, во всяком случае, до теперешнего момента. Что будет потом, не знаю, ибо не обладаю даром предвидения. Но первые 29 лет и 10 месяцев, безусловно, да!

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОВЕТСКИМ ПАНКАМ.

- Битники... Хиппи... Панки... их дело. Главное - не ломать друг другу кайф ни при каких обстоятельствах (понимая это слово серьезно). Не навязывать свою волю другим.

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ? ДА И ЕСТЬ ЛИ ОНА?

- Простите, а что есть еще? Ради этого, вернее, посредством этого живу всю эту жизнь. Это - единственный действующий метод.

- ТВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУЖБЕ. ЧТО ТАКОЕ ДРУГ?

- Понятие, сильно подверженное извращению. Что это? Есть люди, которых я люблю и которые любят меня. Пресловутая "мужская дружба" - это, судя по всему, - а) похлопывание по плечам, б) распитие вместе водки, в) скупая мужская слеза - в сочетании с острым комплексом неполноценности по отношению к женщинам (отсюда - недоверие к ним, доходящее до боязни). Внеполовая разновидность гомосексуализма, прикрывающаяся высокими словами. Ведет к преступлениям против себя и человечества. Люди живут, чтобы радоваться друг другу и всему остальному. Любое деление на "друзей" и "не друзей" - усугубляет раскол.

- ЧТО БЫ ТЫ СДЕЛАЛ, ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ "ДИРЕКТОРОМ"?

- Записывал бы свою и чужую музыку, выпускал бы ее для людей. Сделал бы творчество более доступным, и для творцов, и для публики. Насильственные рамки приводят к болезненным результатам: выхолащиванию так называемой "официальной культуры" и ущербности "неофициальной".

- КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ СЕБЯ В 40... 50... ЛЕТ?

- Не вижу. Вероятно из-за плохого зрения.

- ВОЗНИКАЕТ ЛИ КОГДА-НИБУДЬ ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ КАК ВСЕ?

- Слишком уж нелепо они живут. Не лучше ли наоборот?

- ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СКАЗАТЬ О НАШЕЙ БЕСЕДЕ?

- Тупой допрос с идиотскими вопросами.


ЗАРУБЕЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ВЕЛИКОБРИТАНИЯ!!!

СВЕЖИЕ ТАЛАНТЫ ВЫХОДЯТ НА РЫНОК И ЗАВОЕВЫВАЮТ ЕГО!

Питер Джонс
"БИЛЛБОАРД", июнь 1983
перевод А. Зеленого

Взрыв творческой активности в эти "вялые 80-е" является прекрасным подтверждением того, что на новаторский и неостановимый музыкальный талант не оказывают никакого влияния ни экономический спад, ни мрачные прогнозы развития грамзаписи, ни падающие размеры продажи грампластинок. И что бы еще в музыкальной индустрии не было в упадке, болезненности или крахе, ничего подобного нельзя сказать о ресурсах талантов, которые просто чудовищны.

Группы, родившиеся в результате расцвета панка и новой волны, так продуктивны и имеют такой коммерческий успех, что можно прийти к справедливому сравнению нынешнего времени с "бодрыми 60-ми", когда английские таланты, предводимые БИТЛ3 будоражили весь мир. При этом неизвестно, когда именно был подожжен запал этого взрыва творчества, но, несомненно, он произошел по окончании "тяжелых 70-х". Особенно впечатляет диапазон: ведущие темы или же как звуки на заднем плане, но здесь представлены все стили музыки - от новой романтики до джаз-рока, от акустических до почти ужасающе электронных.

Совершенно невозможно расставить ведущие группы в какой-либо последовательности, ни по мировой популярности, ни по продаже. Если ДЭКСИЗ МИДНАЙТ РАННЕРЗ более всего популярны в США, то ДЮРАН-ДЮРАН - номер один в Австралии или в Австрии, а КАЛЧА КЛАБ - в Швеции или Швейцарии.

Если говорить о домашней популярности, то, в результате применения видео, как нового орудия закрепления на рынке, скорее всего, лидер новой британской музыки - это ДЮРАН-ДЮРАН. Саймон Ле Бон, ведущий вокалист, имеет громадную армию фанов, а манера игры группы представляет все необходимые ингредиенты воздействия на тинейджеров звук, имидж, личность, элементы моды, энергию, а также умение соединить стили музыки и при этом уделить внимание деталям. КАЛЧА КЛАБ (дом культуры) с экстравертом Бой Джорджем, бисексуальной личностью - вокально-фокальным центром, также определенно входит в большую тройку. В этой разреженной атмосфере и ДЭКСИЗ МИДНАЙТ РАННЕРЗ, хотя их первый хит вышел еще в 1980 году, и попали они в суперзвезды после долгого застоя.

Объединение этих групп в ТОП-3 - действие экстраординарной храбрости, ведь очень много других борется за лидерство, а упорнее всех ТОМПСОН ТВИН и ЮРИТМИКС (дуэт Анни Ленокс - Дэйв Стюарт).

В настроении и притязаниях участвующих в гонке талантов есть большие изменения: теперь музыканты стремятся не просто протолкнуть хит-сингл, но и сразу создать базу для последующей LP. Они знают, направление музыки надо менять очень часто, чтобы ответить на запросы молодой публики, более непостоянной и придирчивой, чем когда-либо.

Ярлыки приклеивать на современную музыку нет никакого смысла, дни, когда можно было распределить группы и певцов по музыкальным стилям, прошли. Теперь деление простое: или музыка хорошая, или плохая. А идеи свободно крадутся отовсюду - от блюза до реггей, от джаза до соула, из мюзиклов и старых кинофильмов. Все это - Музыка!

Хотя ДЭФ ЛЕППАРД тяжелее, чем большинство, он тоже наверху. Там же СОФТ СЭЛЛ (электронный дуэт Марк Элмонд - Дэвид Болл). ФЛОК ОФ СИГАЛЛ, несмотря на скромные достижения в Англии, тоже вкушают успех. На какое-то время самым заметным на поп-сцене был ХЭАКАТ 100. Сейчас, несмотря на ужасный удар, - потерю лидера Ника Нэйворда, они продолжают - ведь все британское сейчас опять в моде. Прямо на тинэйджеров нацелены КАДЖАГУГУ, есть БАУАУАУ (Гав-гав-гав, по-русски), где поет Эннабел Луин (вроде бы, ее отыскал в прачечной Малькольм Макларен из СЕКС ПИСТОЛЗ). И БАНАНАРАМА - женское трио, которое получило признание, спев с ФАН БОЙ3 на сингле.

Особую роль в британской грамзаписи играет СПАНДАУ БЭЛЛЕТ. Эта группа начала около трех лет назад, когда, как считает гитарист и композитор Генри Кэмп: "рок-музыка шла на ужасающе скучной колее. Мы поддерживали себя только выпуском 12-дюймовых синглов для проигрывания в клубах и не беспокоились о концертах вообще. Бывало, мы открывали двери для других групп, некоторые из них потом прошли по, на, и обогнали".

Если отбросить взаимные обвинения, то СПАНДАУ БЭЛЛЕТ, несомненно, многое открыли в музыке новой романтики, безо всякой зависти наблюдая потом, как ДЮРАН-ДЮРАН и другие вырвались в лидеры. Они выдержали бурю насмешек за свой имидж пару лет назад. Первого №1 (сингла "Истина") они добились только с десятой попытки. "А теперь, - говорит Кэмп, - мы хотим протолкнуть новую британскую культуру в Америку. Время подошло, надо повторить то, что уже случилось в шестидесятых".

Надо еще раз повторить, что упорядочить английских поп- рок-исполнителей в каком-либо реальном порядке невозможно. Имена буквально кишат: ЭЙБИСИ (авс), ХЬЮМАН ЛИГ, МЬЮЗИКАЛ ЮФ, УЛЬТРАВОКС, МОДЕРН РОМАНС, КИССИН ДЕ ПИНК, ЭЛТЕР ИМИДЖ, ТОМАС ДОЛБИ. А кроме новой волны есть еще и не такая новая. ДЖЕМ, увы, распался, но КЛЭШ остается мощной силой с альбомами типа КОМБАТ РОК. Интересно, что КЛЭШ фактически никогда не имел успеха в Британии, в основном из-за решения не подстраиваться под программу ТОП ОФ ЗЕ ПОПС, самую популярную программу телевидения в Англии.

На уровне соло-исполнителей влияние Британии на мир также очень велико. Каждый сингл Клифа Ричарда все еще попадает в интернациональные списки, хотя в этом году он отмечает серебряный юбилей карьеры рок-певца. Шейкин Стивенс, Дэвид Боуи, Элтон Джон. Адам Ант - этот список тоже очень долог (здесь карьеры от двух до двадцати лет). А вот еще один список, включающий широкий диапазон музыкальных жанров: Фил Коллинз, ПРЕТЕНДЕРС, АЛЕН ПАРСОНС ПРОДЖЕКТ, КУИН, ДЖЕНЕЗИС, Элвис Костелло, Бэл Старс, ПОЛИС, СКУИЗ, Майк Олдфилд, ЯЗ, Бэк Фик - замечательный освежитель памяти! Старая волна сохраняет свои позиции в мире. Попытаться разместить их особенно при ны нешней ностальгии, значит обидеть многих, но СТОУНЗ, КИНКС, ПИНК ФЛОЙД и отдельных участников БИТЛЗ нельзя не упомянуть.

Приливная волна талантов дает главный шанс спасения находящейся в упадке международной музыкальной промышленности. Она исходит от всех фирм - от мульти национальных, до фирм, выпускающих одну-две пластинки в год. И, глядя из Лондона, приток творческих сил кажется неиссякаемым!


НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ

ЗООПАРК
УЕЗДНЫЙ ГОРОД N

"Зоопарк" в составе:
Майк Науменко - гитара, голос
Александр Храбунов - гитара
Илья Куликов - бас
Андрей Данилов - барабаны.
Запись: АНТРОП, 1983 (вот номеров пока еще не ставят, хотя уже пора бы).

Новый Майк - интересно...

"Уездный город №" - это квинтэссенция понятия "рок-музыка". Безо всяких приставок типа "панк", "хард", "софт", "барокко" и т.д. Рок - и никаких гвоздей! Можно спорить, но мое мнение таково, что это лучшее из того, что когда-нибудь записывалось в Союзе.

Вот как я ЗООПАРК хвалю. Нравится, не скрою.

Итак, что же у нас внутри альбома? А это именно альбом - четыре стороны у конверта. Для начала нужно отметить, что Майк твердо усвоил славные традиции ранних "Декки" или "Парлофона" - издавать одни и те же вещи на разных альбомах: первые четыре номера -"Странные дни", "Если ты хочешь", "Дрянь" и "Пригородный блюз" - прямо скажем, вещи известные. Первая - с концертника, остальные три - со "Сладкой Н", где они присутствовали в акустическом варианте. Но это день и ночь - в электричестве они обрели ударную силу. ЗООПАРК делает рок-н-роллы в студии, не теряя живого концертного кайфа. Как-то у них это получается.

Я слышал недоуменные вопросы - зачем Майк записал старые вещи? Нового нет что ли? Но согласитесь, что слушать рок-н-роллы с полудомашним звуком "Сладкой Н" или с глухим, как в бочке, звуком концертника, не слишком-то приятно. И в общем случае понятно желание Майка хоть раз по-человечески записать свои хиты, хоть и с опозданием.

"Блюз де Моску 2" - песня про гастроли в Москве, пожалуй, самая интересная в музыкальном отношении. Но что касается текстов, то мы имели песню группы АКВАРИУМ про группу АКВАРИУМ, а теперь вот получили песню группы ЗООПАРК про группу ЗООПАРК. Я не убежден, что строчка: "Эй, басист, что мы делаем здесь" вызовет вот так сразу глубокое чувство сопереживания у всех подряд, хотя, может многим музыкантам она будет близка и понятна.

Первый раз на пластинках Майка имеется номер не за его авторством. "Колокола" - шикарный блюз в клаптоновских традициях написал Шура Храбунов, гитарист ЗООПАРКА, и по традиции, сам же его и спел. Последнего, впрочем, он мог бы и не делать.

Когда я услышал "Мажорный рок-н-ролл" (ДК Данс) впервые, то сказал, что вещь настолько коммерческая, что может понравиться даже Садчикову из "Смены", который составляет там "парады популярности". И что же - действительно! Открываем газетку и видим - Майк в списках хитов. Но сделан этот номер с таким драйвом и чувством, что не восхищаться им нельзя. И потом, разве "Rock around the clock" ("Рок вокруг часов" - дословный перевод) Билла Хэйли не был коммерческим номером? А ведь с него начался весь рок-н-ролл.

"Вcе те же мужчины" - Майк "эт хиз бест". Несомненно, лучший номер альбома. Бэнд выдает плотный звук в лучших традициях РОЛЛИНГ СТОУНЗ, а фразы обладают убойной силой крупнокалиберного пулемета. Меня всегда радовала способность Майка двумя-тремя словами нарисовать совершенно конкретный образ.

"Уездный город №" - 14-минутная баллада, давшая название всему альбому. Это энциклопедия нашей жизни, где "все лица знакомы, но каждый Играет чужую роль". Пересказывать ее невозможно, надо слушать.

Хочется сказать, что все-таки это не Майк сам по себе, а, несомненно, ЗООПАРК, состоявшийся как бэнд. Сей факт весьма радует, так как много было разговоров, что Майку-де все равно с какими музыкантами играть. Барабанщик сыграл более чем недурно, особенно в "Мажорном рок-н-ролле", басист надежен и тверд, как гранитная скала, а звук Шуриной гитары - это вообще пол-ЗООПАРКА.

Первую сторону обложки делал небезызвестный (возможно) В.Колин, последнюю рисовал Иша, кстати, соавтор "Блюза де Mocкy №1" - "здесь нас никто не любит...", разворот - М.Кондрат.

На удивление мало халявы - это позволяет питать надежды на будущее...

К.Кич

АКВАРИУМ
"РАДИО АФРИКА"

МУЗЫКАНТЫ:
БГ - голос, гитара,
А.Ляпин, В.Козлов - гитара,
С.Курехин - клавишные, стрингс,
П.Трощенков, М.Кордюков, Е.Губерман - барабаны,
М."Фан" Васильев, А.Титов, Вс.Гаккель - бас,
И.Бутман - саксофон.
Запись: АНТРОП, 1983 (номер отсутствует)

- Майк, почему последний АКВАРИУМ -"Радио Африка" - такое говно?

- Я так не считаю."

Из ответов на вопросы во время гастролей Майка в Москве в ноябре 1983г.

"Рок - это энергия, сейчас и здесь" - любит говорить Боря. "А энергия - это тепло" - объяснил ему как-то один физик. И вот летом 1983 года наш белый растафари в поисках вышеупомянутого тепла обратился к Оркестру Африканского Радио. Оркестр этот, как выяснилось, состоит из одних звезд - даже Дюше места не нашлось. Ну-с, так выделилась ли энергия?

"Музыка серебряных спиц" - надо полагать введение. Ласковым голосом БГ клянется, убеждая нас верить ему. Гитарное соло Ляпина, как всегда, безукоризненно, к тому же создает весьма специальный мост между старыми битовыми традициями и НВ-звуком этого номера. Из текста вспоминается фраза "когда я был младше, я не знал, что может быть так".

А дальше все свистит и трещит, шумит, и из этого треска вырывается отличный джаз-роковый рифф "Капитана Африка". Эта вещь, несомненно, является для АКВАРИУМА-83 основной программной песней, определяющей облик группы и самого БГ.

"Песнь вычерпывающих людей" - в традициях доброго старого АКВАРИУМА - ничего не понятно, но, зато как в кайф. Непонятно в том смысле, что трудно объяснить словами свои ощущения, но самому внутри, конечно, все понятно, то есть в соответствии с идеологией всего рока "меньше думай, больше чувствуй".

Еще в ХУ11 веке один человек заметил, что в каждом мужчине живет змея, и ее голова то и дело показывается под животом. Змея эта весьма злая, она то и дело набрасывается на женщин и кусает их такой ядовитой слюной, что вздутие от укуса держится девять месяцев. Неу, уои, береги свою змею. Звук на "змее" отличный, хэт, кстати, записан задом наперед.

"Скипси дрэг" - Нельзя сказать, что любовная лирика в нашем роке очень популярна. А БГ как-то удается писать хорошие вещи в этом жанре. Вс.Гаккель - бас. Сам он по этому поводу заявил, что желает всем виолончелистам попробовать себя на этом инструменте.

Основной хит альбома, конечно, "Рок-н-ролл мертв, а я еще нет". Но его постигла судьба "Пепла" с "Табу". На концерте эти вещи имеют почти материальную сущность, в студии они теряют половину. Что же касается смысла текста, который уже вызвал дурацкие споры и обсуждения "всерьез" - "а мертв ли рок-н-ролл на самом деле" и тому подобное, то надо отметить, что заявление это весьма самоуверенное.

"Искусство быть смирным" - Восток. Принц Сиддхарха у реки...

"Тибетское танго" - пожалуй, лучший номер. Медитативная мелодия на одесский манер, сакс и ф-но наяривают "На Дерибасовской открылася пивная" без двух последних тактов - весело.

Следующий номер - "Шанс, в котором нет правил" был бы просто плохим, если б не текст. Вообще, все разговоры о том, что на что похоже можно было бы вести до бесконечности, кроме того многие наши музыканты, переводящие английские тексты и заимствующие западные мелодии несут в некотором смысле просветительскую миссию, поэтому говорить об этом как-то не принято. Но тут рифф "Время луны - это время луны" и музыкально, и почти и в тексте, совпадает с "MOON LIGHT NIGHT" ЮРАЙ ХИП "RETURN TO FANTASY". Будем надеяться, что БГ никогда не слышал этой пластинки.

Песня о великом гуманисте М.Евграфе. Иванова нетрудно было отождествить с автором, К.Доева, при желании, тоже можно. Теперь наш поп-идол открывается нам с новой стороны. Соло Ляпина вновь хочется упомянуть с лучшими похвалами.

Сольный номер Курехина на тему романса "Не покидай меня".

"С утра шел снег" - в топе газеты "Смена"...

В последнем номере - "Еще один, упавший вниз" - есть пророческие слова "Нелепый конец для того, кто так долго шел иным путем". Нелепый, что и говорить.

"Сделай лишь шаг и ты вступишь в игру, в которой нет правил". Своим альбомом А и БГ показали игру по правилам. Вроде бы, вcе в порядке. Какая игра будет завтра? Или принц-таки научил тебя своему искусству, Боб?

А.Зеленый, К.Кич


СПЛЕТЕНЬ
(ВСЯКАЯ ЕРУНДА)

* СЕРГЕЙ РЫЖЕНКО покидает MB я собирается заняться любимым делом всех музыкантов - сторожить...

* "ПОЛКОВНИК" ЗАЙЦЕВ из той же команды собирается последовать его примеру.

* БГ собирается участвовать в выставке художников-авангардистов в ЛДМ. Интересно, в качестве кого. Кстати, вся его лестница исписана надписями типа "I love Bob". Не верьте злопыхателям, утверждающим, что это сделал он сам.

* МАЙКЛ КОРДЮКОВ ведет дискотеку "КУБИК РУБИКА". Посетите - и вы сможете услышать любую любимую песню. По договоренности...

* Один физик послушал песни А и спросил: "А что, у БГ в квартире много клопов?"

* МАЙК в августе или в сентябре попал в автокатастрофу и сломал ногу. К счастью, на гитаре он играет руками.

* Разрыв РЫБЫ с ЦОЕМ, произошедшей не без участия некоей Марианны, по слухам приведет к созданию двух новых групп. Может быть, будет лучше, а, может, и нет.

* Басиста группы ЗООПАРК властно позвала труба. На его место заступает Шура "Кипарис" Андреев (группа ВЫХОД)

* Известный ныне писатель В. РЕКШАН подготовил великолепную программу. Жаль, что некому с ним играть. Музыканты! Где вы? Отзовитесь!!!


ЛЕНГОРТОП 1983

Ну, дело это, конечно, субъективное, чего уж тут и говорить. Традиция тем не менее существует. Так что будем ее придерживаться:

5 лучших групп г.Ленинграда

1. АКВАРИУМ

2. СТРАННЫЕ ИГРЫ

3. ЗООПАРК

4. ТАМБУРИН

5. КИНО, СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК

5 лучших авторов

1. Б.Гребенщиков

2. М.Науменко

3. В.Цой

4. В.Леви

5. С.Селюнин

5 лучших западных групп

1. CLASH

2. BOB MARLEY

3. ROLLING STONES

4. POLICE

5. MEN AT WORK, FRIPP (KING CRIMSON), CULTURE CLUB

ЛУЧШИЕ ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ г.ЛЕНИНГРАДА

ГИТАРА - А.Ляпин, А.Давыдов

КЛАВИШНЫЕ - С.Курехин

БАРАБАНЫ - А.Кондрашкин

БАС - М."Фан" Васильев, А.Титов, В.Сологуб

ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ - А.Рахов (саксофон), Дюша Романов (мульти), Вс.Гаккель (виолончель), Н.Гусев (ф-но) (СТ.ИГРЫ)

Считаем нужным отметить, что ЛЕНГОРТОП писался не от фонаря, а путем опроса и подсчета ведущих знатоков рок-музыки г. Ленинграда.