РОКСИ № 14

январь-апрель 1988 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Л.Е.Хиов. Интервью с АЛЕКСАНДРОМ БАШЛАЧЕВЫМ

В.Терещенко. ТАКИЕ ВОТ ДЕЛА

А.Лаврентьева. МОЛОДАЯ ШПАНА (Интервью с группой МЛАДШИЕ БРАТЬЯ)

Старый Рокер. "ДЕЛО" КИНЧЕВА

Л.Е.Хиов. Я - НЕ ХУЛИГАН! (Интервью c К.КИНЧЕВЫМ)

Алек Зандер. Я УЕЗЖАЮ В ДЕРЕВНЮ (Интервью с Б.ГРЕБЕНЩИКОВЫМ)

Саша Скримами. ХОЗЯЕВА МЕДНОЙ ГОРЫ

К.Кич. СПОРТИВНЫЙ ПАРЕНЬ (Интервью с "РИКОШЕТОМ" АКСЕНОВЫМ)

Б.Малышев. Интервью с А.ЛИПНИЦКИМ

ОТДЕЛ ПИСЕМ:

Отец Фёдор. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕТАЛЛА У НАС В ГОРОДЕ

Алек Зандер. ГАРНИТУР ГЕНЕРАЛЬШИ ПОПОВОЙ

Б.Малышев. ЧТО, КТО, КОГДА

Саша Скримами. ЧТО ЖЕ ТЫ ТАК, БРАТУЛЬКА?

ЗАРУБЕЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЖОРДЖА ХАРРИСОНА (Перевод из журнала "Роллинг Стоун")

НОВОСТИ ЗВУКОЗАПИСИ:

Монстер. А.ВИШНЯ "Сердце"

К.Кич. МИФЫ "Мифология"

А.Житинский. Ю.НАУМОВ "Не поддающийся проверке"

Н.Барановская. ТЕЛЕВИЗОР "Отечество иллюзий"

Старый Рокер. Н.КОРЗИНИН "Камни Санкт-Петербурга"

Алек Зандер. АКВАРИУМ "Равноденствие"

А.Житинский. КИНО "Группа крови"

СПЛЕТЕНЬ

ЛЕНГОРТОП


ДЖОРДЖ ХАРРИСОН ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Антони де Куртис
"Роллинг стоун" № 511, октябрь 1967 г.
Перевод для "Рокси" Натти Дрэдовой

"Ты здесь единcтвенный похож на человека из Нью-Йорка'', - первое, что сказал мне Джордж Харрисон, встречая меня на станции Хэнли-на-Темзе, в пригороде Лондона, где живет вместе с женой и сыном. Меня предупреждали, что кто-нибудь встретит меня с поезда и отвезет к Харрисону в Фрайэ-Парк, но я никак не ожидал увидеть его самого. Харрисон дружелюбно улыбается, подводя меня к черному Феррари-276, и вскоре мы подъезжаем к его дому.

Харрисон не без пользы провел время после того, как распались БИТЛЗ. "Вышел за линию огня", - как он сам описал это в одной из песен с " CLOUD NINE". Сумасшедшая жизнь, которой жили БИТЛЗ, была одной из причин его ухода из ансамбля. Первым толчком к этому было смутное ощущение, что он больше не может принадлежать самомy себе. "Мы были похожи на детей, увлеченных игрой в снежки", - говорит он, - "и только потом, когда нам уже довелось попробовать ЛСД и другие наркотики, мы стали задумываться над тем, что происходит. До этого думать было просто некогда. Мы постоянно разъезжали с одной студии на другую и с одного концерта на другой". Частично из-за прямой откровенности опытов БИТЛЗ с ЛСД, и знаменитого высказывания Леннона о том, что битлы популярнее, чем Иисус Христос, БИТЛЗ начали постепенно отдаляться от более предубежденной части своих поклонников. "Нас то любили, то ненавидели, - рассказывает Харрисон, - потом снова любили и опять ненавидели. Мы были то симпатичными лохматыми ребятами, то ужасными заросшими хиппи. Пресса так восхваляла нас, что очень xoтелось все это разрушить. Потом уже выяснилось, что все это не имеет особого значения".

Харрисону - самому молодому участнику группы - как композитору, постоянно находящемуся в тени Леннона и Маккартни, было особенно трудно как найти свое место в группе, так и осознать себя как личность после распада ансамбля. Интерес его к восточной музыке и мистицизму, начавшийся в 1966 г. во время съемок БИТЛЗ в фильме "Help", помог ему найти свой имидж, но закрепил за ним образ человека, далекого от мейнстрима поп-культуры. Позже Харрисон слишком далеко заходил в попытках отрицать значение БИТЛЗ, постоянно пытаясь пресечь любые возлагавшиеся на него надежды, как на бывшего члена самой популярной в истории группы, cо временем, когда события тех лет стали более отдаленными, все стало гораздо проще.

В июне этого года он принял участие в благотворительном концерте Принса в Лондоне вместе с Р.Старром и группой других музыкантов, куда входил Э. Клэптон, сыграв там две вещи БИТЛЗ. Весной он появился в Лос-Анджелесском клубе "Паломино", где сыграл джем с Джоном Фогерти и своим старым приятелем Бобом Диланом. "Мы сидели там 4 часа и пили пиво, - смеясь, рассказывает Харрисон, - конечно это был лажовый концерт, но мы очень повеселились".

Фрайэ-Парк; где Харрисон проводит большую часть своего времени, - как бы символ его неординарной личности. Большой витиеватый особняк, до того, как Харрисон купил его в 1969 году, принадлежал британскому эксцентрику ХIХ века сэру Фрэнсису Криспу, "Он чем-то похож на Диснейленд; заплати, и я свожу тебя на экскурсию", - Харрисон имеет в виду посетителей, привлеченных таинственностью и сказочностью окружающего. Атмосфера таинственности и уединения так подходит к дому Харрисона, что он дважды посвятил Фрайэ-Парк песни; "Баллада о сэре Фрэнсисе Криспе" на "ALL THINGS MUST рass " и "CRACKERBOX PALACE" на "33 1/3". В Фрайэ-Парке также хорошая возможность для одного из любимых занятий Харрисона - садоводства.

Нельзя сказать, что Харрисон не проявлял активности в своей пост-битловской жизни; в 197I г. по просьбе своего друга ситариста Рави Шанкара он организовал концерт для Бангладеш, предшественник БЭНД ЭЙД и ЛАЙВ ЭЙД, который собрал вместе много суперзвезд рока.

В 1974 г, вместе с виртуозным оркестром индийских музыкантов он совершил турне по Америке. Написал автобиографию "I, ME, MINE". и основал кинокомпанию "НAND MADE FILMS", которая после выхода таких шедевров как "WITHNAILAND I " и "Мона Лиза", стала довольно значительным явлением в британской киноиндустрии. "Она уже, похоже, стала жить собственной жизнью, - говорит Харрисон о кинокомпании, которую он основал вместе с Денисом Брайеном, - "довольно милая небольшая студия". Мы снимаем такие фильмы, которые другие не хотят снимать, или боятся.

В 1974 он основал собственную студию звукозаписи "DARK HORSE", продюсировал и играл на дисках других музыкантов, выпускал собственные сольные альбомы, синглы, постоянно появляясь в ТОП 40. Но после неудачи LP "gone tropps" Харрисон, похоже, разочаровался в музыкальном бизнесе. "Он был неинтересен", - говорит об альбоме Гари Райт, старый приятель Харрисона и соавтор "that's what it takes" с "cloud nine". "Когда записываешь альбом, и он оказывается неудачным, - больше не хочется ни за что браться. Одно дело сделать альбом, но если его не слушают, - какой смысл было проводить месяцы в студии?"

Кроме этого, Харрисон без особого энтузиазма смотрит на развитие поп-музыки в восьмидесятые. Что, по его словам, он описал в "SOMEWHERE IN ENGLAND". "Несколько лет я вообще не выпускал альбомов, ничто меня не вдохновляло, я ко всему был равнодушен". Однако, несмотря на это равнодушие, Харрисон продолжал писать, записываться в своей домашней студии и по случаю джемовать с друзьями-музыкантами, живущими поблизости - Дэйвом Гилмором из ПИНК ФЛОЙД, Миком Ральфсом из БЭД КОМПАНИ, Элвином Ли из 10 ЛЕТ СПУСТЯ.

Когда в 1985 г. возникло желание записать новый альбом, то встал вопрос о возможных продюсерах. В голову сразу же пришел Джефф Линн, - лидер ЭЛЕКТРИК ЛАЙТ ОКЕСТРА - симфо-поп группы 70-х годов, хотя Харрисон никогда раньше с ним не встречался. "Он гитарист, он композитор, ему сопутствует удача, - сказал Харрисон о Линне, - и если мы будем работать вместе, - все будет хорошо". "Вопрос был в том, чтобы найти посредника, которой бы без лишних слов объяснил ему, что мне от него нужно. Но это меня особо не волновало".

Рассказывает Линн: "Я в то время был в Лос-Анджелесе. Ко мне подошел Дейв Эдмундс и сказал: "Ты знаешь, между прочим, я забыл тебе сказать, - Джордж Харрисон хочет, чтобы ты помог ему спродюсировать кое-какой материал". Ты понимаешь, - между прочим! Если был кто, с кем я хотел бы работать, то это Джордж. Я был просто ошеломлен."

Линн приехал в Фрайэ-Парк на oбeд, и начались переговоры. Они встретились несколько раз, "немного выпили", и в середине 86 г. в то время, когда Харрисон работал над звуковой дорожкой к фильму "Шанхайский сюрприз", Линн помог записать ему дорожку к инструментальной пьесе "ZIG ZAG". Они продолжали встречаться, играть друг другу новые песни, и вскоре стало ясно, что без официального соглашения образовалась новая группа.

К тому времени, как он начал работать с Харрисоном, Линн порвал с ЭЛО и группой МУВ. Заслуга Харрисона в создании шедевров популярной музыки вместе с БИТЛЗ не столь велика, но "ALL ТHINGS MUST PASS" - настоящее творческое откровение. В продюсировании этого альбома помогал не кто иной, как Фил Спиктор, который впервые стал работать с БИТЛЗ на "INSTANT KARMA" Леннона, а также принимал участие в продюсировании записи концерта для Бангладеш. К счастью для Линна, Харрисон не относится к своему прошлому благоговейно, а о "творческом прорыве", который представляет собой "ALL THINGS MUST PASS" говорит просто: "Не надо забывать, что Леннон и Маккартни удовлетворили свое "я", написав для БИТЛЗ большинство мелодий. Я после 65г. стал писать больше песен, и одна-две вещи на альбоме уже не могли меня удовлетворить".

Соглашение Харрисона и Линна для работы над "СLOUD NINE " давало хорошие результаты. В начале января в студии Фрайэ-Парка они записали основные мелодии для большинства песен. Регулярно встречаясь в течение лета, они постепенно подходили к концу работы. В течение этого времени оба принимали участие в сейшенах - с Клэптоном, Старром, Джимми Келтнером, Рэем Кудером, Элтоном Джоном, Гари Райтом, саксофонистом Джимом Хорном.

Несмотря на различие в складах ума и характерах, сотрудничество с Линном давало Харрисону приятное ощущение, что он снова находится в группе. "БИТЛЗ были маленьким союзом, - говорит Харрисон, - мы выросли вместе, вместе пpoшли через Ливерпуль и Гамбург. Мы полностью понимали друг друга. То, что сейчас со мной Линн, для меня означает - я снова в группе". Мы обмениваемся идеями, мы разделяем обязанности".

То, что рядом Ринго, еще больше помогает Харрисону. "Ринго, - как я, - paссказывает Джордж, - он может не играть на своих барабанах годами, но когда он берет в руки палочки, он - настоящий рокер, и играет он так же, как и в старые времена".

Харрисон и Линн находились в полном согласии относительно звучания "CLOUD NINE". "Мне иногда кажется, что он думает так же, как я, - говорит Линн, и с восхищением добавляет: - Джордж - король рок-н-ролльной слайд-гитары!"

Волнообразная, "плачущая" гитара Харрисона характеризует весь альбом, но нигде она так не выделяется, как на заглавной вещи, в которой Харрисон ведет изысканную дуэль с Эриком Клэптоном. Баллады "JUST FOR TODAY" и "SOME PLACE ELSE" тонко передают ощущение причастности к духовному миру Харрисона. "GOT MY MIND SET", написанная Руди Клэрком и записанная ритм-энд-блюзовым певцом Дж. Рэем, - вариант дерзкого раннего рок-н-ролла, который сформировал пристрастия Харрисона и который он до сих пор регулярно слушает. A "THIS IS LOVE", "THAT'S WHAT IT TAKES", "FISH ON THE SAND" вызывают настроение, которое создавали многие песни 70-х.

"WRECK OF THE HESPERUS" перекликается со злобными нападками на болтливых журналистов в "DEVIL'S RADIO". Харрисон дo сих пор переживает пристальное внимание прессы, которое сосредоточено на БИТЛЗ. Любовный роман между его первой женой Патти Бойд и его дpyгoм Эриком Клэптоном сыграл немалую роль в решении Харрисона пригласить Патти и Эрика на запись хита ЭВЕРДИ БРАЗЕРС "BYE-BYE LOVE" на LP 1974 г, "DARK HORSE".

"Я был в большой степени предметом этого, - говорит Джордж о газетных сплетнях, описанных в "DEVIL'S RADIO". Песню я написал после того, как посетил церковь в одном маленьком городке в Англии. Около входа в церковь висела доска с надписью: "СПЛЕТНИ - ЭТО РАДИО ДЬЯВОЛА, НЕ БУДЬ ЕГО ДИКТОРОМ". Я всегда стараюсь держаться подальше от всех сплетен, хотя, конечно, я со своим прошлым один из тех, о которых сплетничают. Это неприятно".

Забавная "WHEN WE WAS FAB" была задумана раньше, чем Харрисон и Линн начали работать над "CLOUD NINE". Они отдыхали в Австралии, и Джордж решил посетить автогонки. "Я не знаю, почему, но мне вдруг захотелось написать песню о тех временах. Партия Ринго постоянно звучала у меня в голове". По возвращении в Англию Харрисон и Линн доработали песню так, что она стала похожа на "I AM THE WALRUS". Ринго великолепно сыграл на барабанах, а Джордж в конце сыграл даже на ситаре, "это - шутка", - говорит он о тексте песни, однако в нем достаточно ностальгии.

A вот пример менее удачного использования наследия БИТЛЗ: фирма "Найк"' недавно использовала запись противоречивого гимна Леннона 60-х годов "REVOLUTION" для рекламы своих товаров, подав все это как "революцию в ношении чулков и обуви", БИТЛЗ через "Эппл Рекордз" подали в суд на "Кэпитол Эми РЕКОРДЗ", обвиняя студию в том, что она разрешила "Найку" использовать первый оригинал песни для рекламы, несмотря на ссылки "Кэпитол" на yтверждение Йоко Оно, что "Найк" использовал битловскую версию. "Если в двух словах, то это люди, которые считают, что у них нa все есть право. А Йоко после смерти Джона, видимо, стала считать себя одним из членов БИТЛЗ, или "Эпплз". Все БИТЛЗ всегда старались быть тактичными по отношению к записям, да и в личных отношениях. Мы ведь могли заработать миллионы долларов, но это не показатель. Kак сказал Дилан, - "деньги не стоят разговоров, деньги стоят ругательств". Если кто-то стал делать что-то ради денег, - он потерял всякое чувство собственного достоинства".

Уже больше 2-х десятилетий продолжается стойкий интерес Харрисона к одному аспекту. Его увлечение восточной религией привели БИТЛЗ в свое время к Махараши Махеш Йоге, и трасцендентальной медитации, а увлечение Харрисона "потусторонним" переменило его образ "спокойного" битла в битла "серьезного". В недоверчивости людей, не разделяющих его веру, он усматривает очередное проявление "материального мира. "Это очень важно, - говорит он о своих убеждениях, - еще я 66 году, когда я был молод, после ЛСД у меня появился целый поток мыслей, которые и привели меня ко всему этому, в том числе и йоге.

На сегодняшней сцене группы 60-х годов, вдохновленные 20-й годовщиной выхода "Сержанта" и Летом Любви, доминируют с такой силой, которую они не показывали с ... шестидесятых. Верит ли Харрисон в искренность этого запоздалого возврата? "Я думаю, это просто ностальгия, - говорит он, - каждый может вспомнить, где он был и что делал, когда БИТЛЗ пели "I WANT TO HOLD YOUR HAND", на шоу Эда Салливана, а я могу вспомнить, что я делал когда убили президента Кеннеди. Это наша память, часть нашей истории, наша ностальгия". Для молодых тоже очень важно, что "старые силы" возвращаются. Моему сыну 9 лет, он очень любит Чака Берри. В июне я принимал участие в шоу Принса, и он впервые увидел меня на сцене с гитарой. Он немного слышал о БИТЛЗ, но я никогда не оказывал на него влияния, говоря: "А ты знаешь, кем я был...". Так вот, я исполнил там две вещи - "HERE COMES THE SUN" и "WHILE MY GUITAR GENTLY WEEPS". Сын вернулся после концерта домой и я спросил его: "Ну, как?" Он сказал: "Ты был очень хорош, папа, очень.... Но почему ты не сыграл "ROLL OVER, BEETHOVEN", "ROCK-N-ROLL MUSIC" И "GOHNNY B. GOOD"? Я ответил ему: "Дхани, это вещи Чака Берри!". Я сделал ему запись Берри и он брал ее с собой в школу. Да, Литл Ричард, Чак Берри, Джерри Ли Льюис - никогда не было рок-н-роллеров лучше их!"

Харрисон не забывает о прошлом, хотя и уверен в будущем. Еще одна проблема, которая его заботит: "Когда я договаривался об участии в шоу Принса, выяснилось, что туда же пригласили и Ринго, не предупредив меня об этом. Он тоже не знал, что пригласили меня. Меня все это заставляет нервничать: кажется, кто-то пытается начать это сначала. Это - это проект возрождения БИТЛЗ, миф, который кое-кому не дает покоя".

"Ринго всегда будет моим другом. А вообще, что бы ни случилось, сколько бы лет ни прошло, все эти люди - Дилан, Клэптон, Ринго - не состарились. "Старая гвардия" стала только лучше!"


АЛЕКСЕЙ ВИШНЯ
"С Е Р Д Ц Е"

Монстер

В ЭТОМ ГОДУ. РАСЧЕСКА. ШАО-МЯО.
СЕГОДНЯ НОЧЬЮ. ВУРДАЛАКОВ ГИМН.
ВЕСНА МЕРТВЕЦОВ. САНСАРА.
ФОРМА ДЕВИЧЬЕЙ ЛЮБВИ (№1 и №2).
ПЕСНЯ, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ КОНЦА.
ИЗОБИЛИЕ БЛАГОВОНИЙ. СЕРДЦЕ.
ЗАЧЕМ ТЫ ПЛАЧЕШЬ?

Алексей Вишня - текст, музыка, вокал, все инструменты.
Елена Вишня - вокал (№ 2)
С.Богаев - гитара (№ 10)

Алексей Вишня, музыкант ПОП-МЕХАНИКИ и звукооператор группы МИФЫ записал альбом "Сердце". Он проявил максимум профессионализма и записал всё в одиночку, разве где жена Лена подпела и подыграла на клавишах, где помог гитарист Сергей Богаев из ОБЛАЧНОГО КРАЯ, да еще заморская русалка отсчитала первые такты песни "Расческа". Вот, знай наших!

Послушал я первую сторону, начало второй и подумал: а стоило ли Леше так напрягаться? Разве это рок? Это же какой-то подарок дискотечникам (кстати, Алексей на полном серьезе признавался мне в своей любви к музыке диско), кооператорам и еще тем мальчикам и девочкам, которые, как говорил Боно, уединяются у них - на заднем сидении папиного автомобиля, а у нас - где ни попадя. Их проблемы, волнения их любви со всеми нюансами...

На другой день я понял, что не разглядел в Вишне тысячеверстного скакуна. Во всем альбоме прослеживается внутреннее единство - в музыке и в тексте. Зачем иначе Алексею, который сам вполне справляется и с тем и с другим, было брать чужой материал? "Сансара" - песня Димы Ревякина из КАЛИНОВА МОСТА (правда, Вишня и сюда подсыпал диско), "Изобилие благовоний" написал С.Богаев, а слова "Весны мертвецов" - классический пристёб покойного Саши Черного.

Похоже, что Лёша подбирает всё, что может работать на его иронический, если не пародийный замысел.

Представляю, как сейчас взовьётся Лёша! "Я же говорил, - скажет он, - что никого не пародировал!" Позволь, Алексей, с тобой не согласиться.

Второй план очевиден. В "Шао-мяо" прослушивается БГ, в "Вурдалаковом гимне" - Кинчев и К , в "Сегодня ночью" - Цой. Музыкальные и текстовые намеки равномерно наполняют весь альбом. В полный рост оттянулся я, когда опознал, откуда вот это: "Гроза. Слеза. Вода. Никогда". Перелицовка моих любимых строк из "Реки" БГ. Да и вообще, в альбоме всё есть: и псевдо-Китай, и псевдо-Индия, немного тантризма, немного вампиризма, любовь и такая и этакая, романсовый слог прошлого века и родной сайгоновский матюжок, и Лори Андерсон вкупе с Амандой Лир и много чего еще. Ясно и то, что Вишня здорово подумал и рассчитал эффект, поставив после торжественно-кроваво-эротического "Вурдалакова гимна" некрофильский анекдот "Весна мертвецов", в котором до дыр просмеяна чернушная патетика упырей. Ну и для чего всё это?

На мой взгляд, самая большая находка альбома - его лирический (он же иронический) герой. Теперь представляю, как взовьются мои знакомые литведы, для которых рок по-прежнему находится на стыке холодного пива, уличного хулиганства и промисквитета!

Алексей строит модель мозаичного сознания тинейджера, в котором варится всё, что он увидел и услышал с поправкой на то, чего он хочет, или наоборот, боится. ("Мне мама твоя отказала от дома...") С прекрасным полом тоже все в порядке, Леша и Лена поют партию героини, которую её одноклассник, надо думать, склонил на "половой контакт" и которая узнала о том, что "это не любовь..." чуть позже, если не начала заблаговременно культивировать "формы девичьей любви".

Молодец Вишня! Он точно догадался, что было со мной годков эдак в 15 (прости, любезный рокер, мемуариста-маразматика!): и подрыгать на плясах охота, и "тыр-пыр" тоже охота, (в возвышенно-чувственном стиле - "совокупиться") но и той любви, которая судьба, тоже хочется, и единой святыни хочется, или хотя бы той хорошей большой любви, о которой поют благопристойные дяди и тети в телевизоре. И таинственного Востока, и женщину-вампа "Своим телом ты могла бы испепелить Байкал". И рядом вдруг замаячила тень безносой... А герла говорит, что "этот метод для нее уже не нов", что "слишком многого я не умею", и что она любит Алена Делона. Приходится максимально деликатно ей объяснять, что глаза у него чересчур голубые, так что, пусть на него не рассчитывает.

А ленивому слушателю Вишня, пожалуй, может показаться каким-то школьным сексуальным маньяком разговорного жанра!

Да, он не боится произносить косноязычные пошлости ("И я готова всю себя отдать тебе сегодня ночью") Это стиль, таковы "чужие слова" детишек, маски которых он надевает.

Когда же маска снята, разговор идет по-другому и о другом. Слова просты как мычание, но смысл их жесток и неожиданнен, а музыка весела, как в концлагере:

Это любовь, но не судьба,
Это игра, без которой труба.
Сердце мое - трубопровод.
Такие дела. А-ха-ха!
     (песня "Сердце")

В это любвеобильный тинейджер въедет лет через... дцать, может быть. Спасибо, "Сердце". Спасибо, Вишня.

У Алексея в работе новый альбом.


М И Ф Ы
МИФОЛОГИЯ

Саша СКРИМАМИ

МЫ ОДИНОКИ. ТЫ, КОНЕЧНО, НЕ ПРИЕДЕШЬ.
РЕКА. ПТЕНЕЦ. ТУЧИ. ДОМ. КОММУНАЛЬНАЯ
КВАРТИРА. МЭДИСОН СТРИТ.
Г. Барихновский - вокал, бас
Д. Маковиз - клавишные, вокал (7)
А. Новиков - гитара
Д. Филиппов - ударные
Р. Капорин - саксофон (5, 9)

"ЯНШИВА", 1987 г.

Перво-наперво, сей состав можно с некоторой натяжкой назвать МИФАМИ, ибо МИФЫ в нашем устоявшемся представлении - это равноправный тандем: Геннадий Барихновский - Сергей Данилов. Данилов же на альбоме не издал ни одной ноты, хотя является автором шести песен. Это, а также тот факт, что сразу после выхода альбома Данилов и Барихновский воссоединились на концертах, несколько примиряет с отсутствием Сергея.

Остальные же музыканты - это ансамбль ЛОТОС, давший свой последний концерт году в 1976, и с тех пор играющий по кабакам. В данный момент они вместе с Барихновским трудятся в кафе "Север" на Невском.

Последний факт, несомненно, наложил отпечаток на звук альбома. Уклон в попс-звучание добавил и звукооператор Вишня.

Но, как заявляет сам Барихновский, такое звучание полностью входило в планы. "Я не собираюсь заниматься ностальгией, как Рекшан, играющий те же вещи, на том же звуке, что и 15 лет назад!"

Вот странно! Зачем же тогда "Мы одиноки", "Река" и "Мэдисон стрит"? По поводу первой я еще могу понять: она записана по-другому, как мне кажется, хуже, холодно-отстраненно, что подчеркивается прерывистым ритмом и электронными барабанами. Две же другие песни записаны в тех же аранжировках, только гораздо скучнее и без той живинки, которая всегда отличала МИФОВ.

Из относительно новых вещей стоит выделить отличные ритм-энд-блюзовые "Ты, конечно, не приедешь", и "Тучи" - чуть ироничная лирика пожившего человека. Ну, а главный хит "Коммунальная квартира" - вспоминаются старые, добрые МИФЫ, - с их энергетическим напором. Другое дело, что этот номер, как и весь альбом, обращен в прошлое - коммунальная квартира очень отличается, например, от коммуналки Фёдора Чистякова.

В этом и заключается главный недостаток альбома: современная подача, даже танцевальная, и - неадекватные танцам песни.

(Конечно, если всё по фигу после пары сухого - станцуешь подо что угодно).

Просто, "Мы одиноки" и "Мэдисон-стрит" были гимнами того, волосатого поколения. Ничего удивительного, если нынешнее поколение будет танцевать под них, но музыкантов, которые своими аранжировками сами предлагают это, я понимаю с некоторым трудом.

Геннадий Барихновский прокомментировал нынешний этап МИФОВ так: "Мы никого не удивим сейчас, но мы воюем на уровне". Что ж, в чем-то он прав. "Мифология" - альбом не столь пронзительно-лиричный, как у другого рок-ветерана Н.Корзинина (СПб), но крепкий в коммерческом отношении. Что ж, если такова была цель и она достигнута, наверное, не стоит требовать решения сверхзадач и космических откровений.

Но все же, я надеюсь, что этот альбом будет неким переходным периодом. Возвращение Сергея Данилова и гастрольная деятельность дают к этому основания.


ЮРИЙ НАУМОВ
"НЕ ПОДДАЮЩИЙСЯ ПРОВЕРКЕ"

А.Житинский

МУЗЫКА. ПЕРЕВЕДИ НА НЕЙТРАЛЬ.
БЛЮЗ № 666. ТЫ И Я. Я ЗАБЫЛ, ГДЕ
МОЙ ДОМ. НЕ ЗАКРЫВАЙ ГЛАЗА.
ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ. НЕ ПОДДАЮЩИЙСЯ
ПРОВЕРКЕ. МУЗЫКА (РЕПРИЗА).
ТЕАТР СТАНИСЛАВСКОГО.

Юрий Наумов - музыка, тексты, гитара, вокал, клавиши, компьютер

"Господи, как тяжело быть нонконформистом!"

Кустарь-одиночка нашего рока Юрий Наумов, упорно именующий себя группой ПРОХОДНОЙ ДВОР, записал новый альбом. Название "Не поддающийся проверке" - не совсем точное. Проверке Юра поддается вполне - достаточно иметь магнитофон и кассету с его записями и он как на ладони. Я бы назвал этот альбом "Не поддающийся исправлению". Ибо Юра неисправим. Он такой, как есть, "и больше мне не съесть", да простится мне этот каламбур.

При неисправимости общей позиции, произошли заметные сдвиги по сравнению с "Блюзом в 1000 дней", с некоторой его монотонностью. Здесь все живее, все гораздо больше попахивает роком.

"Музыка". Это признание в любви и восторженный захлёб мне не совсем по душе. Чисто, возвышенно, наивно... и всё. Я и так догадывался, что кроме музыки у Юры ничего нет. И пошли дальше.

"Переведи на нейтраль". Это уже совсем другое дело. Это - горячо, здесь сарказма, боли, злости хоть отбавляй. Юра перешел в наступление. Раньше он оборонялся, отстаивал свое право петь. Но вот он его отстоял - и как вмазывает он своему оппоненту, стирающему "комья грязи" с капота. Цитировать не буду, ибо цитировать придется всё, а песни длинные. В общем, здесь он крепко врезал всем козлам и мажорам.

"Блюз № 666". По-моему, это шедевр, не больше и не меньше. Никогда таких блюзов не слыхал. Он будто хватает за душу, и начинает, раскачивая, вытягивать её из тебя. Ощущение почти физическое. Как ему это удается - не знаю. Да и к тому же текст в трагикомическом ключе. Смеешься и плачешь. Можно слушать бесконечно.

"Ты и я". Очень уместно, после изматывающего блюза спеть эту открытую, даже радостную, полную самоиронии песню. И голос не задушенный, и сочиняется от души, и шутится - "Я сочиняю не хуже Маккартни". По-моему, даже лучшеa А главное, Юра вышел на простор. В этой пеcне - пусть в шутку - весь мир - от Палермо до Китая, и этот мир принимается таким как он есть, хотя быть нонконформистом тяжело.

"Я забыл, где мой дом". Словно испугавшись своего радостно-иронического полета над миром, Юра погружает нас в мрачные бетонные коробки. Завораживающий тяжелый ритм, прекрасная музыкальная тема, по-моему, новая какая-то для Наумова, непохожая. Сделано с блеском.

"Не закрывай глаза". Незамысловатое музыкальное начало, однако, потом песня как-то расширяется, набирает силу. Но дело не в этом. Она наиболее конкретна, даже злободневна. Проблема: как относиться к тому, что сейчас происходит в стране? Что это: маневр, обман или искреннее желание перемен? Юра боится, что его снова обманут, что крылья ему расправили лишь затем, чтобы снять с них гипсовый слепок. И все же - "нет пути назад!" Это, наверное, главное. А поживем - увидим.

"Звездная ночь". Небольшая (для Наумова) красивая песня с невнятным содержанием, где Юра дает нам возможность насладиться дуэтом двух своих гитар.

"Не поддающийся проверке" + "Музыка"(реприза). Этот кусок альбома сделан оригинально. Вначале - инструментальная вещь, полная блеска и виртуозности, после которых уже признания в любви к музыке выглядят более обоснованными чем вначале. Вообще, гитару Наумова слушать - наслаждение.

"Театр Станиславского". Известная уже песня, где Юра на протяжении 9 (кажется) минут, реализует тезис Шекспира "Весь мир - театр, и люди в нем актеры".

В целом, альбом получился. С музыкой у Наумова всегда было всё в порядке. Что касается текстов, то раньше было желание сказать в одной песне обо всем сразу. Получалась некоторая каша, и все песни были похожи. Теперь же они более четко очерчены. "Нейтраль" не спутаешь с "Блюзом № 666".

Лучшие, на мой взгляд, песни: "Переведи на нейтраль", "Блюз № 666", "Ты и я", "Я забыл, где мой дом", "Не закрывай глаза". Фактически, весь костяк альбома.


ТЕЛЕВИЗОР
"ОТЕЧЕСТВО ИЛЛЮЗИЙ"

Н.Барановская

КТО ТЫ? ВНУТРИ. ОТЕЧЕСТВО ИЛЛЮЗИЙ.
ПОЛУФАБРИКАТЫ. ТРИ-ЧЕТЫРЕ ГАДА.
РЫБА. ТВОЙ ПАПА-ФАШИСТ. МЫ ИДЁМ.
ВЫЙТИ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ. ДЕТИ УХОДЯТ.
СЫТ ПО ГОРЛО.
Михаил Борзыкин - клавиши, голос
Александр Беляев - гитара
Алексей Рацен - барабаны, перкуссия
Игорь Бабанов - клавиши

Студия ЛДМ, 1987 г.

Новый альбом группы ТЕЛЕВИЗОР заставил меня задуматься о том, сколь скоропалительны мы подчас в своих выводах. Порой мы уподобляемся людям, которые, не дождавшись, пока яблоко созреет, надкусывают его и тотчас корчат скорбную мину: мол, чего-то не хватает: и кислый плод, и жесткий, и аромата должного в нем нет. Я не говорю обо всех, кто когда-то писал или говорил о группе ТЕЛЕВИЗОР; в первую очередь о себе. Группа, в отличие от АКВАРИУМА или МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и других ветеранов отечественного рока, впервые серьезно заявила о себе на фестивале 1984 года. Их выступление не было потрясением, скорее - заявкой на будущее. И уж очень хочется нам обыкновенно, чтобы будущее наступило как можно скорее.

Нет, я не отказываюсь от своих прежних упреков ТЕЛЕВИЗОРУ - сначала в некотором "аквариумоподобии", а потом, напротив, в резко выраженной плакатности творчества. Но, может быть, стоило терпеливо подождать и посмотреть, что, в конце концов, из этого получится? А ребятки росли, росли и выросли.

Во всяком случае, второй альбом "телеков" убеждает меня в том, что второй такой группы в стране нет, равно как АЛИСЫ, АКВАРИУМА, ДДТ, КИНО - они единственны в своем творчестве, неповторимы. Эту их исключительность, их философию, позицию - как творческую, так и жизненную - можно принимать или не принимать. Но несомненно, что она выражена четко, и в художественном отношении очень убедительно.

Я думала, что ТЕЛЕВИЗОР включит в альбом весь накопившийся за два года материал, с момента записи альбома "Шествие рыб". И порадовалась, услышав новую работу, тому, что музыканты научились отделывать не только каждую конкретную вещь, но и продумывать композицию альбома, его драматургию. В этом отношении "Шествие рыб" нельзя было назвать удачной работой. Слишком был затянут первый альбом.

В новую работу не вошли песни "Потребитель", "Все в порядке", "Мы за мир". И мне думается, это не случайно. Каждая из этих песен по-своему выпадает из темы, из главной идеи альбома "Отечество иллюзий". Что же это за тема?

Мне кажется, что на протяжении всего альбома разговор идет о вещах, которые всегда волновали каждого творческого человека: взаимоотношения художника, личности и общества; взаимоотношения человека думающего, сомневающегося с чиновничьей машиной подавления мысли. Разговор идет о праве личности оставаться личностью, о праве на поиск собственной веры и о праве эту веру отстаивать.

Альбом начинается песней "Кто ты?" Когда я впервые услышала эту песню на концерте, то, помнится, говорила: "Борзыкину уже мало бичевать социальные пороки, ему дай разобраться с самим Господом Богом". Но это, конечно, шутки. А всерьез... Обретение веры, идеала - это вечный и мучительный процесс. Каждый человек - думает он об этом или нет - всю жизнь пытается найти свою правду, свою веру. В наши дни многие люди - и молодые и немолодые - всерьез стали интересоваться различными аспектами религии. Кто-то увлекся буддизмом, кто-то заинтересовался учением огнепоклонников, кто-то вчитывается в строчки Евангелия, пытаясь найти ответы сразу на все вопросы.

Находясь в потоке кулуарных оваций,
Начинаю думать, начинаю сомневаться,
Чей бог не имеет себе равных?
У кого патент на правду?
У кого право на правду?

Такие вопросы задает себе лирический герой песни Миши Борзыкина. Этот герой, похоже, много чего понагляделся. И в частности того, что для некоторых заигрывание с именем божьим - всего лишь способ придать весомость и значительность собственным словам, прикрыть этим именем собственную никчемность.

Тебе дадут любое имя,
Чтобы продать тебя подороже...

- так говорит об этом Михаил Борзыкин. Для него важно не просто примерить на себе изреченную кем-то мысль, какую-то готовую нравственность и эстетическую модель, но найти свою веру, обрести Истину, - вот что важнее всего. Его крик, обращенный к небесам, - требователен и гневен: "Кто ты?"

Но очевидно, ответа пока не слышно. На что опереться? Только на то, что внутри тебя самого. Собственная совесть - главное мерило жизни. Внутренняя свобода - то, что заставляет не терять силы, помогает бороться и жить.

Изучите меня досконально,
Дайте мне порядковый номер,
Включите меня в систему,
Ничего, я всё стерплю.
Посадите на цепь, как собаку,
Назовите это любовью,
Научите меня кусаться,
Но берегите руки, когда я сплю.
Кто может отнять мои сны?
Кто знает, что там, внутри?
Я свободен иметь свои сны!

Продолжением песни "Внутри" звучит песня "Отечество иллюзий". Но здесь герой идет дальше. Ему уже мало хранить огонь внутри себя. Ему мало сберечь нетленной свою душу. Идет посягательство и на его мысль, и на право человека самостоятельно думать, а не просто переваривать готовые модели сознания.

"Моя голова не помойка, оставьте меня в покое".

Есть люди, которые не прощают другим, если те выбиваются выше ординара. Личность всегда вызывает ненависть обывателя, ненависть, застегнутого на все пуговицы чиновника, в каком бы обличии он не выступал. Об этом фильм Формана "Полет над гнездом кукушки". Об этом и большинство песен Михаила Борзыкина. Роботизация человека, попытка превратить его в автомат, четко выполняющий чьи-то приказы, к сожалению, все еще актуальная тема для человечества. И она очень волнует музыкантов группы ТЕЛЕВИЗОР. Их враг узнаваем, хотя и надевает разные личины. Вот "кабинетный раб", который торопится произнести слово "Нельзя!" - так ему спокойнее жить ("Рыба"), вот три-четыре гада, которые ненавидят рок ("Три-четыре гада"), вот "компетентные лица", у которых "за каждым словом, за каждым жестом страх потерять теплое место" ("Мы идем"), и вот, наконец, зловещая фигура папы-фашиста, который может убить любого, кто "ищет свой свет, свой крест".

Уберите розги, на всех не хватит! - обращается к этим полулюдям-полуроботам герой Борзыкина в песне "Выйти..."

Я думаю, в этом с Борзыкиным согласны многие. Поэтому группа и снискала себе такую популярность за последние два года. Но есть моменты, в которых я с Мишей и его коллегами расхожусь и расхожусь сильно.

Момент первый. Я ненавижу, когда людей пытаются оболванить, превратить их в "полуфабрикаты", (песня из нового альбома). Но я не верю, что это можно сделать с каждым. Борзыкин противоречит сам себе, когда говорит:

Полуфабрикаты - это всё, что я вижу,
Полуфабрикаты - это всё, что я слышу,
Полуфабрикаты - это все, кто здесь.

Да он сам, если угодно, опровергает этот постулат. И он, и те, кто противостоял "роботизации" человека во все времена. А имен этих не счесть. Тех самых гадов, которые противостоят всему живому и мыслящему, конечно, "не три и не четыре", их значительно больше. Но не вся же страна!

Может быть, их не три и не четыре,
Хоть вся страна - всё равно,
Рано или поздно, как те свиньи.
Прямо с обрыва пойдут на дно'

Тут уж вся моя натура протестует. Отстаивать собственную индивидуальность - святое дело. Но не слишком ли самонадеянно считать, что только ты ею обладаешь? Так ведь на требовательный вопрос, обращенный к небесам "Кто ты?" можно сдуру ответить самому себе: "Дык, ведь вот он я!" И уже самому поставить себя на место того зловещего папы-фашиста. А примеры такие история знает. Да и сам Миша в песне говорит, что не в идее дело, а в том, кто за ней стоит. Вот и хотелось бы, чтобы те светлые идеи, которые звучат в Мишиных песнях, подкреплялись такой малостью, как любовь к людям и вера в них.

О песне "Дети уходят", которая вошла в новый альбом я уже вкратце говорила, когда шел обмен мнениями по поводу пятого ленинградского рок-фестиваля на страницах "Авроры". Сейчас я снова возвращаюсь к ней. И вот почему. Был период, когда мне у ТЕЛЕВИЗОРА не хватало... музыки. А "Дети уходят" - самая выразительная в этом отношении песня. Самая, но не единственная. На протяжении всего альбома немало ярких находок. Группа явно развивается, не топчется на месте. Чего бы мне по-прежнему хотелось, так это образности в текстах. Не цветистости, не изощренности, а поэзии как таковой. А пока есть строчки, которые меня по-прежнему "ломают". Как-то неубедителен для меня, например, "взгляд колбасы". Или фраза "Моя голова как выстрел". На мой взгляд, здесь некоторая небрежность в обращении со словом, неточное его чувствование.

А в целом слушала альбом с а-а-громным интересом. Впрочем, и последние концерты группы ТЕЛЕВИЗОР меня радуют. Раньше как бывало? Я отдавала должное их профессионализму, цельности и законченности их программ. Но в глубине души ничего не происходило. Как-то всё было холодно. А сейчас несколько изменился музыкальный рисунок, изменилась пластика, подача, больше стало энергии, и, что важнее всего, боли. Вместо бесстрастного обличения появилось горькое переживание. И если не всё, то многое встало на места.


НИКОЛАЙ КОРЗИНИН
КАМНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Старый Рокер

Альбом "Камни Санкт-Петербурга" долго не мог появиться на свет. Уже в 1984 году было известно, что Николай Корзинин (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ, ГОРОД, и опять САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) начал работу над сольником, где ему помогают Тит, Курехин, БГ, что уже сделаны "болванки", и... Потом, долгое время ничего не происходило, работа застыла на мертвой точке, и, слава богу, нашелся человек, который помог Николаю свести всё воедино.

Корзинин как композитор, всегда тяготел к лирическим интонациям. Песни, представленные на альбоме, подчеркнуто мягки, камерны, и интимны, и достаточно далеки от злободневных проблем современности.

Это лирика - немного наивная и в то же время мужественная, жёсткая и удивительно чистая. Вообще, в роке подобные вещи - чрезвычайная редкость. Автором большинства песен является А.Соловьев, старый соавтор Корзинина, и, надо сказать, что альбом получился в немалой степени благодаря ему.

Альбом "Камни Санкт-Петербурга" - отнюдь не запыленный экспонат из рок-н-ролльного музея, наоборот, он очень живой и искренний, и цельный, хотя все песни написаны довольно давно, в середине 70-х - начале 80-х, и дыхание ритм-энд-блюзового мейнстрима пронизывает буквально каждый такт.

Первая песня - "Все к лучшему". Одна из лучших песен альбома, элегический, грустный гимн тишине и забвению. Это своего рода "белая полоса", только вместо нее здесь точный и емкий образ старой заброшенной станции, на которой постоянно горит красный свет. Великолепное начало, сразу создается нужное настроение.

"От 14 до 55", Не самая лучшая песня, есть в ней что-то эстрадное. Но, может быть, после первой темы, такой ненавязчивый, околоблюзовый пустячок как раз и к месту.

"Скучаю и грущу". Компьютерная аранжировка, которой от Корзинина, как от представителя старой школы, казалось, трудно было ожидать. Однако, механический, немного монотонный ритм неплохо сочетается с наложенными сверху гитарами (Н.Зайцев) и флейтой (А.Соколов, он же и звукорежиссер альбома).

"Воздушный пух". Очень прихотливая, загадочная мелодика, и не менее загадочное, мистическое звучание гитары (С.Болотников). По тексту - вроде рок-романса, но все очень со вкусом.

"Древняя дорога". Наиболее динамичная, энергетическая тема альбома. Болотников здесь играет более традиционно, но не менее парадоксально, чем в "Воздушном пухе".

"В переулках". Я слушал альбом несколько раз, и знаю наверняка, что без этой песни относился бы к нему по-другому. Это - шедевр, причем, по большому счету. Удивительно гармоничное сочетание компьютерного саунда, тактичного, с мягкой экспрессией соло на флейте, проникновенного вокала (Корзинин всегда очень своеобразно пел, хотя больше он известен как барабанщик), отголосков восточной музыки и неподдельно искренних стихов. Торжественно-маршеобразный ритм. Мелодия волшебной красоты. Магия просветленности.

"Верю я всему". Классический мейнстрим с размеренной поступью ударных, сочным брейком, с нарастающей эмоциональностью. На гитаре - опять Н.Зайцев, его соло опять очень эффектно, и как бы расширяет пространство песни. Если "Все к лучшему" великолепно открывает альбом, то "Верю я всему" замечательно завершает его, это очень логическая кода. "А земле всё стоять, всё стоять на трех китах..." - сколько здесь веры, света! Браво, Коля! Земной тебе поклон!


АКВАРИУМ
РАВНОДЕНСТВИЕ

Алек Зандер

ИВАН-ЧАЙ. ВЕЛИКИЙ ДВОРНИК. НАБЛЮДАТЕЛЬ.
ПАРТИЗАНЫ. ЛЕБЕДИНАЯ СТАЛЬ. АДЕЛАИДА.
ЗОЛОТО НА ГОЛУБОМ. ДЕРЕВО. ОЧАРОВАННЫЙ ТОБОЙ.
ПОКОЛЕНИЕ ДВОРНИКОВ И СТОРОЖЕЙ.

Пожалуй, это самый неудачный альбом АКВАРИУМА после "Табу". Но "Табу", несмотря на переизбыток курехинских клавишей, все же был живым альбомом, да и на нем были чудесные вещи типа "Аристократа" или "Береги свой хой".

Под "Равноденствие" же любой ребенок уснет быстрее, чем под "Колыбельную" с "Дня серебра". Настолько вяло записан альбом! Впрочем, вина здесь не аквариумистов. Когда Бориса спросили, собирается ли он еще когда-либо записываться на "Мелодии", он скорчил гримасу и воскликнул: "Никогда!" Конечно, что же делать, если резкий звук, например, ляпинской гитары воспринимается тамошними операторами как брак. Ухайдокали таким образом напряженно-радостных "Партизан", куда-то дели кульминацию из "Аделаиды", а гимновую "Золото на голубом" превратили в подобие сов. эстрады. Так что, вроде и глупость сморозил поэт Вознесенский про "постпинкфлойдовщину", а вроде и нет...

Что касается новых песен, то они настолько отстраненные, что порой не хочется искать в них никаких смыслов - ни вторых, ни третьих, Единственной песней, сохраняющий аквариумный дух некой тайны, является "Великий дворник". В нем есть что-то, что заставляет его слушать внимательно. Под "Дерево" же, несмотря на его аккордеонную веселость, спокойно можно пить чай и разговаривать: играет что-то там и ладно. В этом самая засада и есть: слова не цепляют. Нет таких ключевых фраз (например, "развяжите мне руки" в "Капитане Африка"), которые заставляли бы мгновенно насторожиться.

Не менее важно то, что на всем альбоме нет ни одного повода улыбнуться, хотя бы улыбнуться, не то чтобы повеселиться, как на "Мальчике Евграфе", или "2-12-85-06". Всё настолько серьезно, возвышенно - звезды, лебединая сталь в облаках, бесконечная роса... что хочется... нет, плакать не хочется. Наверное, по идее должно хотеться молиться, но и молиться тоже не хочется. Правда, те, кто умеет, могут медитировать. Наверное, в этой свой кайф есть.

Конечно, я рассуждаю с точки зрения человека, привыкшего к АКВАРИУМУ с "Прекрасным дилетантом", "Движением в сторону весны", "Капитаном Ворониным". Вполне вероятно, что при повторных прослушиваниях откроются некоторые кайфы; которые по тупости не замечаешь сразу. Будет очень хорошо, если так.

Ключом к пониманию альбома может стать песня "Наблюдатель". Взгляд со стороны, причем с высокой стороны ("он знает, что прав") на все рубилово, которое происходит вокруг. Альбом-призрак. Альбом-наблюдатель. Но всё же хочется, чтобы наблюдатель проснулся.

Что и происходит только в самом конце альбома, в песне "Поколение дворников и сторожей". Слава богу, что она есть на этом альбоме, хотя и выпадает из его сонного царства. По-настоящему честная и мужественная песня. К ней бы еще "Скобелева", "Воронина", - вот был бы альбом! Но - другой. И уж конечно, он назывался бы не "Равноденствие".

Больше всего будут разочарованы покупатели диска, когда альбом выйдет на виниле. Их родители будут спрашивать: "И это есть ваш АКВАРИУМ? Очень милая музыка. Из-за чего только их запрещали?".

Но у обладателей пластинок будет один кайф: они смогут подкрутить стробоскоп на своем проигрывателе, и диск будет играть чуть быстрее. Что и мне все время хотелось сделать на магнитофоне.


КИНО
"ГРУППА КРОВИ"

А.Житинский

ГРУППА КРОВИ. Я УХОЖУ. ВОЙНА.
СПОКОЙНАЯ НОЧЬ. МАМА. БАШЕТУНМАЙ.
В НАШИХ ГЛАЗАХ. ПОПРОБУЙ СПЕТЬ
ВМЕСТЕ. ПРОХОЖИЙ. ДАЛЬШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БУДЕМ МЫ. ЛЕГЕНДА.

В.Цой - музыка, тексты, гитара, вокал
Ю.Каспарян гитара
И.Тихомиров - бас
Г.Гурьянов - ритм-компьютер
А.Сигле - клавиши
И.Веричев - шумы (№9)
Звукорежиссер - А.Вишня

Мне кажется, что группа КИНО записала свой лучший альбом и один из лучших альбомов отечественного рока. Дело не в том, что он мне очень нравится, а в том, что он поднимает наш рок на новую ступень. Я бы назвал её ступенью мужественной гражданской ответственности при всей моей нелюбви к громким словам.

То, что Виктор Цой - романтик и "последний герой" мы все знали давно. Но мне казалось что после феноменального по свежести и музыкальной самобытности альбома "КИНО-45", он стал немного "подкисать", "Ночь" и "Это - не любовь" при том, что и там и там были превосходные песни, в целом производили впечатление некоторой заторможенности, и я даже как-то печатно назвал Цоя "остывающим метеоритом". Герой медлил, подобно Гамлету, и вот прорвалось! Такого "горячего" альбома не было давно. Он обжигает.

Во-первых, о музыке. Она прекрасна по своей мощи и чистоте. И отточено проста. Ритм-секция, где Густав на этот раз "играет" на компьютере, что не помешало ему сделать барабаны удивительно живыми, а Тихомиров, как всегда, предельно чёток, создает великолепный по крутизне горячий пульс альбома. Такой альбом можно действительно назвать "Группа крови", в его жилах кровь а не вода. Юра Каспарян практически в одиночку тащит музыку, а клавишные лишь помогают создать в нужных местах фон. И, конечно, голос Цоя, в котором и сдержанная боль, и благородство, и пафос, и загадочность.

Весь альбом воспринимается мною как поход "последнего героя" сквозь ночь и звезды, в черном плаще, между небом и землей. Вот издалека, из хаоса, приближается звук гитары и начинается "Группа крови" - одна из лучших песен альбома с ослепительным по мелодической красоте и поэтической свободе припевом:

Группа крови - на рукаве,
Мой порядковый номер - на рукаве,
Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве...

Я вспомнил почему-то Окуджаву: "Надежда, я вернусь к тебе, когда трубач отбой сыграет". То же настроение, и гитара Каспаряна играет здесь как походная труба.

Дальше следует блок из четырех песен, в которых происходит развитие конфликта, заявленного первой песней. Герой ушел на войну. С кем? С бюрократами и чиновниками? С тоталитаризмом? Может быть, он борется за демократию и гласность? Нет. Война гораздо серьезней. Это война "между землей и небом" человеческого духа. И она происходит в нем самом, в каждом человеке. И у каждого есть свой выбор - или иметь теплый дом, обед и свою доказанную жизненную теорию - или искать, двигаться вперед по лужам, сквозь черную неизвестность ночи.

Герой Цоя выбирает второй путь, хотя ему и жаль теплой постели. Он дождался времени, когда "те, кто молчал, перестали молчать". Что же они делают? Они "садятся в седло и их уже не догнать".

И все же - страшно. Не безумие ли это - отказываться от жизненных благ, лететь куда-то? Поэтому - крик:

Мама, мы все тяжело больны!
Мама, мы все сошли с ума!

Первые пять песен альбома превосходны по глубине и силе развивающегося конфликта. Это - вечный конфликт, от него никому не уйти. Но вот привал. Цой шутит. Цой пародирует со всей своей невозмутимостью:

Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома,
Вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе...

Намек на Гребенщикова? БГ ведь учился в математической спецшколе. Я думаю так, потому что дальше, в этой же песне, есть намеки и на Васю Шумова, когда Цой вдруг переходит на повествовательный речитатив, кончающийся словом "Центр!", и на Костю Кинчева, когда пародируется известное "Мы вместе!"

Но пошутили, и хватит. Надо двигаться дальше. Во второй части альбома герой ищет единомышленников. После сильной музыкальной темы "В наших глазах", он, только что посмеявшийся над Кинчевым, уже взывает: "Попробуй спеть вместе со мной, шагай рядом со мной!" Ему надо это единство, потому что - "Дальше действовать будем мы!"

Песня "Прохожий" как-то выпадает - и музыкально и тематически. Цой словно напоминает, что он всё же из тех, кто "в пятнадцать лет убежал из дома".

О заключающей альбом "Легенде" можно писать очень много. Мелодически она явно связана с "Группой крови", альбом музыкально закольцован. Но какая смена настроения! Какая печаль и грусть у бойцов, возвратившихся с поля битвы! Какая скорбь! И все же Цой находит слова предельно точные и мужественные:

Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать...

И снова все теряется в хаосе, словно в пыли дорог.

О поэтике Цоя надо писать отдельно. На мой взгляд, он сейчас один из лучших поэтов в роке. Магия недосказанности, находящая продолжение в музыке, и из музыки же рождающаяся. Афористические формулировки. Ясное мышление и глубина чувств. Если этот альбом не будет издан на пластинке, это будет явной несправедливостью, тем более, что работа звукооператора Алеши Вишни - превосходна.


СПЛЕТЕНЬ

* Виктор Цой болен! Вот как это выяснилось. Цой и несколько его знакомых сидели у него в котельной и решали, кому идти за пивом. Идти, естественно, никому не хотелось, и все под разными предлогами уклонялись. Когда очередь дошла до Цоя, он твердо заявил: "Не могу. Я болен". На взволнованные вопросы типа: "Витенька, что же у тебя за болезнь?", лидер КИНО гордо ответил: "Звездная!"

* Дмитрий Умецкий покинул группу НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Его место занял некто Лавацкий из группы СЛАЙДЫ отметим, что ранее в той же группе играл нынешний клавишник НАУ Н.Хоменко.

* Очевидное - невероятное. Постоянный участник нашей рубрики Миша Шишков по прозвищу "Плохиш", принят на работу в рок-клуб. Не сомневаемся, что он наделает там много хороших и славных дел. В Сайгоне он теперь отсвечивает по совместительству. Не менее невероятно, что в клубе появился второй Миша Шишков. Но - факт.

* Лавры "хулигана" Кинчева не дают покоя и другим рокерам. Так, барабанщик группы ЗООПАРК Валера Кириллов надел на себя форму полковника и при всех регалиях разгуливал по городу. Причем, встречные военнослужащие отдавали ему честь. Но... Кириллов - не Кинчев и в милицию так и не попал.

* Редактор "Рокси" Алек Зандер сломал в январе ногу и теперь ходит подлечиваться с палочкой. В связи с этим поговаривают, что он сменит свой псевдоним Саша СКРИМАМИ (с КРИМАМИ) на Саша Склюкой (С клюкой).

* Похоже, что року грозит внутренняя бюрократия. Так, в ленинградском рок-клубе молодая, но вполне оперившаяся секретарша не разрешает малознакомым рокерам звонить по телефону, мотивируя это тем, что телефон служебный. В Москве президента Тюменского рок-клуба, приехавшую перенимать ценный опыт, встретили словами: "А мы вас не вызывали". Узнав же, что она была участницей рок-конференции в Свердловске, попросту выставили за дверь.

* Напротив дома, где живет БГ, установили платный сортир. Интересно, за что там берут деньги?

* Под знаком детского сада прошел и традиционный рок-праздник - день дураков I апреля. Дураками оказались те, кто пришел в зал по билетам. Сначала их угостили эстрадной группой из Финляндии БИТ, а затем на сцену вылезли дети. Сначала девочка лет 11 спела "Лав ми ду", а затем играли воспитанники Сергея Данилова (МИФЫ) пионерского возраста и постарше. Выступивший затем Майкл Кордюков со своими дискотечными замашками так опустил зал, что его не смогли поднять ни ЗООПАРК, ни САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ни ОПЫТЫ А.Ляпина.

* Вслед за песнями "Поручик Иванов", "Капитан Воронин", "Генерал Скобелев", БГ написал и "Полковника Васина". Думается, что на этом пути нас могут ждать новые художественные открытия. Ведь сколько всего неиспользованного: сержант, майор, фельдъегерь, генералиссимус, наконец.

* Музыканты группы СКОРПИОНЗ, выступавшей в Ленинграде, выразили желание зайти в рок-клуб пообщаться с музыкантами. Им была оформлена сцена: слева - портрет Ленина, справа - герб СССР, посередине - флаг. Сыграв два номера, которые снимали ИХ операторы для ИХ фильма, они бегом смылись в машину и уехали. Пообщались... Пострадал Саша Ляпин, которому СКОРПИОНЗ на "Крамере" порвали струну. Так, оказывается, не только мы можем. Рудольф Шенкер, играл на "Диаманте", а басист - на самопальном басу. Так что, впечатления у них, несомненно, останутся.

* На экраны вышел документальный фильм А.Учителя "Рок". В отличие от художественных, где рок не представляют себе без связи с уголовщиной ("Взломщик", "Переступить черту"), создатели "Рока" ударились в некоторое сю-сю: Товарищи, рокеры - тоже люди, у них, оказывается, дети есть, они их, оказывается, тоже любят.

* Продолжается рост международных контактов: ДДТ съездили в Венгрию, ИГРЫ - в Польшу, АВИА - в Чехословакию, а ДЖУНГЛИ и группа А.Ляпина - в Финляндию. Не Америка, конечно, но все же...


РЕДАКЦИОННЫЙ ЛЕНГОРТОП

1. АРТИСТ СЕЗОНА

Костя Кинчев

2. Группы:

АЛИСА
ДДТ
АКВАРИУМ
НОЛЬ
ТЕЛЕВИЗОР
Прим: КИНО в этом сезоне почти не выступало.

3. АЛЬБОМ:

"Группа крови" КИНО
"Блок ада" АЛИСА
"Отечество иллюзий" ТЕЛЕВИЗОР
"Гласность" ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК
"Равноденствие" АКВАРИУМ

4. ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ:

Гитара: Никита Зайцев (ДДТ), А.Ляпин, Ю.Наумов
Бас: В.Курылев (ДДТ), И.Тихомиров, А.Титов
Барабаны: И.Доценко (ДДТ), А.Кондрашкин
Клавиши: И.Бабанов (ТЕЛЕВИЗОР)

ДО СЛЕДУЮЩЕГО HOМЕРА!