КОНТР КУЛЬТ УР'а
№ 3 1991


В НОМЕРЕ:

С.Гурьев. И вдаль несется песенка
200 лет одиночества (интервью с Егором Летовым)
Е.Летов. ГрОб-хроники
С.Гурьев. Комитет Охраны Тепла
Интервью с Александром Башлачевым
Our Last Spring
А.Кушнир. Дискретная энциклопедия рок-самиздата
Песенка из мультфильма "Мнение Дебила"
Деревья гнутся
Rock'n'roll сквозь аттестат зрелости
А.Коблов. Коллектор
П.Белсито. Человек С Собаками
Свен Регенер. Будьте мужчинами!
FANZINATION
И.Соколовский. Конец андерграунда
Плюха. Confrontation или Живые и мертвые
Guitar Craft
А.Сучилин. Берлин, Лысая гора
Морфин нынче дорог
А.Сидоров. Что осталось от Маркузе?
А.Серьга. Под зеленым знаменем
К.Уваров. Мистическая охота на Татьяну Друбич
Свен Гундлах. Четверо из его народа


Guitar Craft
(информационная справка)

После того, как Роберт Фрипп поиграл в King Crimson, поучаствовал в совместных проектах с Брайаном Ино, Давидом Боуи, Питером Габриэлем, Дэвидом Силвианом, Энди Саммерсом, Лигой Джентльменов, Рочес и даже Блонди, он создал чисто гитарный /акустический/ проект, заметно отличающийся от того, что принято считать рок-группой. Это и не сессионный вариант, и не клубная тусовка.

Проще всего Гитар Крафт /Guitar Craft/ охарактеризовать как сообщество: с определенной внутренней структурой и иерархией, с обширными внутренними и внешними связями, со специальной политикой публичной презентации, с довольно жесткими нормами приема в свои ряды и внутренних отношений. Присутствует даже своя "хозяйственная жизнь" - от коммерческой деятельности и вплоть до проблем питания /в Гитар Крафт принято потреблять вегетарианскую макробиотическую пищу/, а также существование так называемых "Домов Гитар Крафт", где могут обитать и заниматься музыкой студенты высших уровней. Но это не замкнутое, не "закрытое" сообщество: оно охотно контактирует с самыми разными людьми, включая неспособных создавать музыку.

Гитар Крафт основан в 1985 году. С тех пор Роберт Фрипп и Гитар Крафт провели более 30 курсов в США. Курсы регулярно проводятся и в Европе: в Голландии, Франции, Норвегии, Великобритании, Италии, Швейцарии и Германии. Лига Умелых Гитаристов /The Leage of Crafty Guitarists/, представляющая собой "сливки" Гитар Крафта, концертировала в Великобритании, Голландии, Израиле, Италии и в США. Лига включает 17-20 наиболее опытных участников Гитар Крафта - как правило, это студенты не ниже 5-6 уровня, хотя бывают исключения. Концертный состав более-менее постоянен на 50%, остальные музыканты /7-10 человек/ каждый год новые - из числа студентов Гитар Крафт. Выпущено несколько LP/CD; тур /или "курс"/ текущего года также будет резюмирован в новой записи The Leage of Crafty Guitarists 1991 г.

В блоке материалов, предваряемых данной информационной справкой, фигурирует некто Трэйси Дрейк - член Совета Гитар Крафта и его советско-американский координатор, участник калифорнийского трио "Дрейк, Крэг и Маркус", играющего волновый попс, нью эйдж, хард-рок и циклическую фриппообразную музыку. Трэйси Дрейк в качестве бас-гитариста принял участие в создании альбома "Львиные песни" Андрея Сучилина и его группы ДО МАЖОР, записанного на самопальном 4-канальном магнитофоне в ДК МГУ в три августовские ночи 1990 г.


А. Сучилин

Берлин, Лысая гора...

Получив приглашение и уведомление о том, что "для советских участников плата за участие в курсе Guitar Craft снижена до 750 марок", я носился по Москве и звонил во все города с единственным вопросом: неужели ни одной сволочи не может быть полезно, интересно или приятно установление дипломатических отношений с фрипповским Guitar Craft'ом? И не захочет ли 'эта сволочь меня субсидировать? Этой сволочью оказался я сам, а как решился вопрос с деньгами /по обмену имеешь право на 535 марок, после 10 января - 267, а по курсу - 7.500 руб/ - секрет. Но я не один оказался такой в компании Crafties - там все такие оказались. За исключением тех, кто уже давно тусуется с G.C. и в своих странах участвует в региональных - немецком, итальянском, английском - Craft-иках. Им кое-что кое-как скостили, а порой и доплатили.

Странная история получилась с идеей создать филиал G.C. в России: на уровне приятелей и друзей - бурное одобрение, на уровне "Ассоциации "пост-рок" - одобрение сдержанное, но воодушевляющее, на уровне моих всяческих официальных отношений - зловещее молчание. И масса идиотов, которые мне позвонили специально с целью меня разоблачить. Как один из них мне объяснил, "да никто не поверит". А когда разговор заходил о проведении G.C. в России, все почему-то готовы были получать деньги, причем не иначе как в валюте, но ни одного человека не нашлось, который сказал бы: "Слушайте, может быть я им суп буду варить?"

Из всего этого я вынес убеждение, что ни Guitar Craft'a, ни Роберта Фриппа я по приезде не обнаружу и что вообще все это серьезным людям не нужно, а я, занимаясь таким никому не нужным и дурацким делом, при всем при этом еще и виноват буду перед теми, кто на мои просьбы и предложения обиженно губки поджимал, - на повороте, мол, обошли. По приезде, действительно, приключился инцидент. Я вышел в бывшем Восточном Берлине и пытался позвонить по телефонам Craft-истов, не зная, что из Восточного в Западный Берлин до сих пор звонят по коду. Злобные бывшие восточные берлинцы, к которым я в результате попадал, на мой английский что-то раздраженно каркали. А сновавшие кругом советские и польские граждане с тюками и баулами просветить насчет кода меня не смогли. Просветил меня панк с замечательным оксфордским выговором. Я, наконец, позвонил правильно и меня проинструктировали, как купить билет на "наземку" и доехать до Шарлоттенбурга. Ехал я в вагоне с наиужаснейшими панками, каких я только когда-либо видел. Они плевались на три метра, гоготали и - сообщаю новую модную феню: палили зажигалкой волосы на руках, - чтоб воняло в вагоне.

На следующей остановке вошла девушка в шубке до пояса, а ниже одетая в колготки, пьяная и очень очень усталая. Вероятно низкооплачиваемая и эксплуатируемая. Сев на колени одному из панков, она уставилась на меня и сказала: "Це ты немчик, це американчик?" Я подумал, что всего слишком много и слишком быстро. Польский акцент, как выяснилось, моден среди левых радикалов, низкооплачиваемых и эксплуатируемых. И очень, очень усталых. Все стены в сортирах исписаны "RAF", "Good nazy is dead nazy", "Eat the tich", "Kill the fat", "Red Army", "Exploit Exploiters" и т. д, по-английски, немецки, польски и по-турецки. Что же касается эпизода в вагоне: меня не съели, и я не отправился на оргию. Узнав, кто я такой, они наградили меня двумя пачками сигарет и отправили восвояси. На перроне меня ждали Crafties.

В доме оказались четыре крафти, один из них был хозяин Voelker игравший на стике /Chapman's Stick/, другой был аргентинец Фернандо /с подругой, а подруга, между прочим, тоже крафти/, а четвертый - англичанин Марк. "Спать будем в спальниках, - потому что завтра прибудут еще пятеро. А туалет на лестничной площадке". Топили в этом доме углем - в каждой из трех комнат стояло по камину. Когда я ложился спать, из носа у меня текли страшные железнодорожные сопли. "Чем топит камин Роберт Фрипп? - крутилось в голове. Дровами, углем или крафтистами? Томами Гурджиева?"

Проснулся я поздно и в доме не было уже никого. В одной из комнат я нашел книги Успенского, Бориса Виана, Макса Фриша, Хулио Кортасара, Стенли Берроуза, Хорхе Борхеса. "Что-то очень уж знакомо", - сказал Штирлиц. А в прихожей... Ну, чуваки, представляете: колонки из ДСП, полуразобранные /точнее - полусобранные/ усилители, блоки питания, динамики, коробки с надписью "Tranzistoren und dioden". "А может быть меня сбросили с парашютом где-то под Питером?" - подумал Штирлиц. Зазвонил телефон. "Штирлиц!" - сказал я. "О.Кеу! This is Trigg, - ответили мне, - I'm from Ireland. I'm at the airport. Can you meet me?" Я попросил Тригга чуть-чуть подождать, пока хозяин дома не вернется.

Тригг оказался совершенно феерической персоной и когда часа через два он прибыл, я понял что есть многое в жизни, чего я еще не видел. "Are You Deutch?"- спросил он первым делом. Хенде хох, отвечал я ему, их бин Рашн. "Партизанен!" - радостно констатировал он, и если кто-нибудь способен вообразить себе гибрид одного из Dead Kennedys с Бурвилем, впечатление будет близким по крайней мере к моему. Человек этот привинчивал грифы от Gibson'a к телу Fender'a, a рычаг ставил от Kramer'a. Это продолжение темы колонок из ДСП. Но, между прочим, этот же человек рассказал мне о лимитере /без ограничения, т. е. без искажений/, поставленном вслед за компрессором, и эта нехитрая комбинация здорово помогает играть тэппингом без фузов и сэндвичевых гитар. Шумы, правда, нарастают, но весь фокус в том, чтобы играть на полузаводе от колонки, а сигнал на запись снимать непосредственно с гитары, минуя систему компрессор-лимитер-колонка. Я уже это проверил. Гитарный сигнал можно еще чуть-чуть компрессировать другим компрессором.

На следующий /третий/ день моего пребывания объявился мой друг Tracy Drake, побывавший летом 1990 года в Ленинграде и Москве и даже кое-что с нами записавший. Он с подружкой остановился в отеле. Отель был дорогой, подружка поехала в Швейцарию, а на следующий день нас уже ждали на UFA-Fabrik, где все крафтисты жили в течение курса. Тригг приехал на UFA-Fabrik уже в советском летном шлеме, купленном на толкучке, и требовал чтобы его именовали "тофариш генерал-космонавт Петрофский". Там же, на UFA-Fabrik, я встретился с неберлинскими немцами, участниками Guitar Crafty испанцами, итальянцами и голландцами. Там уже находился Роберт со своими преподавателями "техники Александра", - о ней еще будет разговор.

Распорядок дня /примерный/:

7.00 - подъем.
7.15 - 8.00 - медитация /практика ничегонеделания/.
8.00 - первый завтрак /часто с маленьким перформансом/.
9.00 - 10.00 - групповая работа с Робертом Фриппом.
10.00 - 11.00 - групповое занятие.
11.00 - 2-ой завтрак.
12.00 - 13:00 - занятия "техникой Александра" /групповые или индивидуальные/.
14.00 - обед /обязательно включающий выступление, небольшое, 3-6 человек/.
15.00 - 16.30 - занятие с Робертом Фриппом /групповое или индивидуальное/.
17.00 - кофе /чай/ с фруктами.
18.00 - 19.00 - индивидуальная работа.
20.00 - ужин /включающий перформанс/.
21.00 - ... - индивидуальные занятия или занятия маленьким составом /2-5 человек/.
23.00 - чай /кофе/.

К двенадцати ночи вырубаешься полностью. А если ложишься позже - встать и медитировать в 7.00 практически невозможно. Многие во время медитации храпели. Не знаю, как это влияло на создание "группового поля".

Все занятия проводились с акустическими гитарами. Роберт рекомендует Ovation, но не только у меня - еще у пары немцев, пары испанцев и одного голландца, по-моему, - не нашлось этих 7.000 немецких марок, которые Ovation стоит. Многим, правда, G. С. помогает. Мне был предложен Ovation всего лишь за 1.000 марок и я всех, включая Роберта, поразил, сказав, что у меня их нет. "Вот жадина!" - наверное подумали они. Гитара, если угодно, - медиум, посредник и чтобы гитаристы не имели преимуществ перед, например, стикерами, используется особая настройка, полностью пеленающая пальцы гитаристам. Основывается она на квинтах и гитара получается много выше и ниже своего обычного диапазона. Особое внимание уделяется правой руке: на индивидуальных занятиях Роберт буквально берет твою руку в свою и лепит из нее нечто для меня - честно скажу - до сих пор трудное и не очень комфортабельное. Рискну сказать, что когда я наблюдал за ним во время игры, он сам не вполне следовал своим заветам. Может быть, мне показалось.

Еще большее внимание уделяется позе - здесь используются различные техники релаксации /мышечного расслабления/, включая и технику таинственного и никому нс известного "Александра". Цель - освободить позвоночник. Требование это имеет не только техническое, но и метафизическое значение. Я решил назвать одну из своих пластинок "Свободу позвоночнику!" И еще большее внимание уделяется ритму - полиритму, полиметру, полиразмерам. Здесь великое множество индивидуальных и групповых упражнений. Упражнение на внимание - счет и игра на разные размеры, скрытое разноразмерное двухголосье, визуализация счета и размера в виде зажигающихся перед глазами образов. Упражнение на взаимодействие - повторяю, великое множество упражнений.

Занятия продолжались 10 дней. Результатом курса всегда бывает концерт. Чаще это концерт "внутренний" - для самих себя. На этот раз судьба послала мне в три часа ночи знакомую, которая умудрилась войти в это закрытое здание, разбудила меня и увела есть бутерброды и пирожки. Мои соседи /жили мы по комнатам - 5-7 человек в каждой/ сочли, что это им привиделось. Именно для нее Роберт решил устроить концерт и позвонил крафтистам собрать друзей и близких. Произошло это так. На следующий день после ее ночного появления, во время обеда, я подошел к Роберту и сказал, что ко мне приехала моя подруга, тоже русская, но живущая в ФРГ, и нельзя ли ей поприсутствовать во время обеда. Нужно сказать, что как только Kitchen Crafties /т. е. те, кто готовит и раздает макробиотическую еду/ увидели Иванну, глаза у них округлились и они застыли в нерешительности - можно ли непосвященной выдать порцию и вообще - как терпеть ее присутствие? Но тут Роберт подошел к раздаче, навалил нам по горе очередных макробиотических хитростей, и мы уже были просто обязаны все это съесть. Тут-то он и решил устроить особенный концерт.

Этот концерт записало и берлинское радио. Похвастаюсь, что одну из вещей сочинил в основном я. Хвастаюсь я для того, чтобы сообщить - вся вещь /21 гитарист ее играл, 4 секции по 5 гитар, 5 минут звучания/ была сделана ночью за шесть часов. Это поразительно. Здесь мне никогда ничего подобного не удавалось. И об уровне музыкантов мне хочется сказать: когда они играют концерт - НЕВОЗМОЖНО определить их уровень, настолько высоким он кажется. На репетиции же обнаруживаешь, что он весьма обыкновенный. Просто все делается так, что дефектов не видно. Музыкант не будет играть пассаж, если есть вероятность ошибки. Или будет над ним работать до полной чистоты. Повторяю: не уровень поразителен - культура репетиций сногсшибательна. Культура работы. Нет разделения функций на престижные и непрестижные. Люди охотно играют очень простые циклические партии. Заботятся музыканты не о себе, а о звучании целого - это невероятно, после опыта работы здесь такой подход кажется невероятным. Никто и никогда не критикует никого. Никто никому не делает замечаний - даже если из-за одного музыканта 20 других 10 раз споткнулись на одном и том же месте. Никто не боится ошибиться и выглядеть плохо в чьих-то глазах. Никто не боится лажать на репетиции" - но практически никто не лажа-ет на концерте.

Робертовское требование молчания, умения "не делать", здесь приобретает не только метафизический, но и сугубо практический, технический смысл. Я подозреваю, что речь идет не только о культуре работы музыкантов. Культура работы в целом нашего народа приближается к сатанинскому шабашу, а основные способы обращения с материалом - гноение, порча, потеря, дробление и изготовление веществ типа папье-маше или ДСП из вполне доброкачественного сырья. Это везде. .В музыке это очень заметно. Так называемая "вещь" почти всегда хуже материала и зачастую является не "вещью", а лишь ее изображением - к вящей радости концептуалистов.

РОБЕРТ ФРИПП

"Роберт Фрипп - всемирно признанный музыкант и композитор, известный по своим сольным проектам и работе с группой King Crimson. Он также работал с Давидом Боуи, Питером Гэбриэлем, Давидом Сильвианом, Брайаном Ино, Leage of Gentlemen, The Roches, а теперь - совместно с певицей Toya - Sunday All over the World" - из буклета Guitar Craft.

Роберт Фрипп - ученик J. Kennet'a, который, в свою очередь - непосредственный ученик П. Успенского. Голос Kennet'a можно слышать на пластинке Фриппа "Hetwork" /композиция "Lord! Here comes the fload"/. А. Козлов реагировал на это следующим образом: "Так или иначе, но это все-таки суфизм". Тот, кто понятия не имеет об Успенском, может прочитать коротенькую статью о нем в журнале "Наука и религия" (N.11,1990). Суфизм это или нет, я судить не стану, но некоторые упражнения для внимания показались мне действительно похожими, хотя сходные вещи используются в совершенно не эзотерической школе J. Grinder'a /Neuto-Lingvistic Programming/, а также в так называемом Эриксоновском нетрадиционном гипнозе. Кому интересно - контактируйте с Ассоциацией практических психологов /АПП/.

"Войдя в коридор UFA-Fabrik и увидев кучу башмаков /ибо внутри ходят либо в тапочках, либо в носках/, а также десятка два людей играющих на гитарах под-свой метроном, прогуливающихся с отсутствующим видом или попивающих чаек-кофеек с бананом, вы видите также в конце коридора человека, одетого - снизу вверх - в кроссовки, джинсы, свитерок с жилеткой и очки. /См. энциклопедию на слово Fripp/. Пройдя сквозь гитарно-метрономно-бананную вакханалию к нему и сделав умоляющее выражение лица, задайте ему глубоко затаенный в сердце вопрос /см. энциклопедию в пункте "Что можно и что нельзя спрашивать у Р. Фриппа, а также пункт в афоризмах G. С. "Тот ли это вопрос и в нужное ли время?" Стр. 88, сноска петитом: "Нет" /", - из монолога Р. Фриппа во время обеда.

Во время обеда Роберт, улыбаясь, говорит довольно пожилому итальянцу Антонио: "А спой-ка "21 century schisoid man" с первой пластинки King Crimson, - и этот солидный итальязо не в силах отказать при полном неумении петь и при полной нелепости ситуации. А тот, кто эту песенку помнит, сообразит, что она состоит в основном из истошных воплей и гитарного рева. И итальязо начинает. Мне его искренне жаль. "Зачем Роберт это делает?" Я вижу, что Trigg и француз /не англичанин/ Марк ржут и фыркают в свою макробиотическую еду. Когда кто-либо играет или - с "или" сложный вопрос, так как "или" было два раза: когда Антонио пел и когда группа девочек хлопала в ладошки 5 на 7, - так вот, когда кто-либо играет или "или", а также перед едой и в конце ее, полагается хранить полную тишину. Большой вопрос - кем полагается, но полагается. "Ага! -говорит Роберт - Вы смеялись, так что спойте лучше!" И Тригг поет матерную ирландскую песню, одну из тех, что он по ночам поет на крыльце, перемежая пение "Хенде хохами", "тофарищами Петрофскими" и матом на семи языках. Роберту это исполнение нравится, однако, больше, чем предыдущее.

Однажды на утренний завтрак к Гурджиеву пришла дама, полностью ему преданная. "Что будете заказывать на завтрак?" - спросил Гурджиев, поскольку дело было в кафе. "Все, что сочтете нужным для моего развития", - отвечала дама. "Что ж, - сказал Учитель, - тогда тройной виски".

Вернемся к забавному вопросу "Кем положено молчать?" и "Кто предписал ходить на цыпочках мимо комнаты Роберта?" Однажды я, правда, пытался заговорить с Робертом тогда, когда он, видимо, этого не хотел - он сделал раздраженный жест рукой, останавливая меня, но выслушал анекдот во время обеда - тогда, когда полагалось молчать, и в общей тишине раздался неприличный хохот.

У некоторых людей - и в Германии, и здесь - была не очень приятная реакция: "самодур", "диктатор", "вождь" и т. п. Однако же по первому впечатлению, то есть без рефлексии и без моральной оценки, я не ощущал ни насилия, ни унижения. Правда, когда Антонио пел, мне было неприятно. Но я не задал Роберту вопрос, о чем очень жалею. Кем положено стесняться задавать такие вопросы? Еще более забавный вопрос, чем "Кем положено молчать, во время обеда?" А вот вам еще один вопрос: "А что случится, если в России будет проходить Guitar Craft и в одну прекрасную ночь ко всем музыкантам приедут друзья и подруги? И что случится, если в России той же самой слякотной осенью или весной будут ходить в отеле и в репетиционном помещении в грязных ботинках?" Говорят, что во время гастролей Роберт очень много шутит, если, конечно, нет нужды концентрироваться и "сохранять энергию". Бары он ненавидит и с ненавистью говорит об атмосфере звона бокалов, ножей и вилок. Показалось мне, что мирскую жизнь Роберт не очень любит. Шутить любит, а так - нэт. Один очень вредный человек принялся мне рассказывать о персонаже из фильма "Покаяние": шутит, поет, танцует. Не знаю, как со всеми, но люди в Craft'e очень клевые. А что до странностей, как то - построение домов Guitar Craft'a в разных странах мира, создание разного рода иерархий /их в G. С. всего шесть, со сдачей экзаменов /, молчание во время обеда и снятые в коридоре башмаки, - странности эти не должны вызывать идеологическую реакцию прежде, чем каждый сам не попробует их на вкус. На мой вкус, Роберт Фрипп действительно существует, Guitar Craft, как всякая нон-конформистская попытка, ни шатко ни валко держится, довольно тяжело бултыхаясь в житейском море, музыканты пишут и записывают музыку, прекрасно работают на репетициях и трудновато живут. Могу засвидетельствовать.


РОБЕРТ ФРИПП
БОЖЕ ХРАНИ КОРОЛЕВУ!

ФРИППЕРТРОНИКС - музыкальный опыт, выражающийся во взаимодействии Роберта Фриппа с небольшим, мобильным и приемлемого уровня технологии устройством - точнее, его гитарой ФРИППЕЛЬБОРДОМ и двумя РЕВОКСАМИ. Система записи, в которой два Ревокса формируют петлю сигнала и звуковую прослойку, была представлена мне в июле 1972 года Брайеном Эно в его маленькой гостиной, где мы записывали музыку, ставшую первой стороной "NO PUSSYFOOTING". Справедливости ради скажу, что я понял, что эту технику независимо друг от друга открыли несколько исследователей.

Один из примеров того, как он использовал эту систему для себя, можно услышать на LP "DISCREET MUSIC" /1975/ и в сокращенной форме в пьесе "Wind on Wind" на совместной работе Фриппа и Эно - LP "EVENING STAR" /1976/. Моя собственная работа с этим началась в июне 1977 г. в Нью-Йорке и впервые использована в записи LP "SACRED SONGS" Дэрила Холла - альбома, который я продюсировал в августе/ноябре того года. Первое публичное представление ФРИППЕРТРОНИКС, для которого и был выдуман этот термин, было дано совместно с Joanna Walton's Mooncowisms to Two Houses в "Китчен" - художественно-концертной галерее в Сохо /Нью-Йорк/, в воскресенье 5 февраля 1978 г. Те две пьесы предполагались как взаимодополняющие камерные произведения для аудитории друзей, приглашенных в салон Джоанны, но для расширения сферы их действия исполнение было перенесено в "Китчен".

Термин "фриппертроникс" был выбран для того, чтобы отделить мою сольную работу от предыдущих разработок, осуществленных с различными группами и музыкантами таким образом, чтобы "то неформальное спонтанное событие не смогло бы стать слишком многообещающим. Чтобы пояснить это, в своем речевом вступлении я отказался участвовать в ставших нормальными вампирических взаимоотношениях между аудиторией и исполнителем, сохранив за собой право быть скучным и неинтересным, но иногда опускаясь до остроумных едких аллегорий для того, чтобы произвести впечатление на присутствовавших критиков, убивать время - в общем, выглядеть соответственно надоедливости звучания. А аудитория имела полное право реагировать так, как ей хотелось.

Существует 2 категории frippertronics: "чистая" и "прикладная". "Прикладная" - это прием, когда фриппертроника используется в ансамбле как альтернатива традиционным аранжировке и оркестровке - натуральным либо синтетическим. "Чистая" - это образцы применения фриппертроники в одиночку, и сама по себе она имеет. 2 категории: "пространственная", или "обволакивающая" в том смысле, который придает ей Брайен Эно - ее /в силу ее благозвучия/ можно игнорировать или пропускать мимо ушей. А вот "императивная", или "навязчивая" фриппертроника, наоборот, требует внимания, чтобы следить за логикой ее развития.

Бросок в 1981 год, начавшийся 11 сентября 1978 г. - целая компания, шедшая на трех уровнях: во-первых, на рыночном /но она не управлялась системой ценностей рынка/, во-вторых, как средство изучения и опубликования части близких моему сердцу идей, и, в-третьих, как персональная дисциплина. Мне кажется, фриппертроника - идеальное средство насыщения энергией драйва. И с апреля по август 1979 г. я предпринял небольшое, мобильное и, надеюсь, не слишком известное турне по Европе и Сев. Америке, обычно заключавшееся в бесплатной игре в ресторанах, конторах, магазинах грампластинок, кинотеатрах, клубах и центрах искусств. Главное, чего я добивался - представить импровизированный, "обычный" концерт фриппортроники так:

Фриппертроника есть попытка помочь человеческому контакту в месте представления. В 1974 г. я оставил KING CRIMSON по нескольким причинам. В смысле профессиональном это было в основном результатом снижения возможности к любому реальному контакту между аудиторией и исполнителями. Это показалось мне вызванным тремя основными причинами: во-первых, увеличением численности аудитории на рок-концертах; во-вторых, общепринятое представление о рок-музыке как о зрелищном мероприятии, эдаком "спорте"; и, в-третьих, вампирическими взаимоотношениями между аудиторией и исполнителем. Помимо прочих целей, фриппертроника имеет возможность сделать три шага к идиотизации или, если хотите, к интеллигентности:

1. Сокращение аудитории рок-концертов до 10+250 чел.

2. Активное восприятие музыки, ставящее слушателя в положение равной ответственности с исполнителем.

3. Ироничное отношение к социальным претензиям по обе стороны рампы, к эгоцентризму и самодовольству.

В такой ситуации вместе с активным восприятием и отказом от попыток "законсервировать" концерт на фонограмме или видеоленте повышается вероятность того, что произойдет нечто весьма значительное.

Технически многое зависит от звукозаписи - таким образом, "базовые петли" фриппертроники генерируются на концерте и позже остаются на ленте. Вся фриппертроника этого альбома взята из "фриппертроникс-турне" 1979 г. "Red Two Scorer" - 1-я вещь из дневного концерта в Tower Records, Berkeley, 30 июля 1979 г.; "God Save the Queen" и "1983" - 1-я и 2-я вещи с вечернего концерта в Bear's Layer, Berkeley, 30 июля 1979 г. Один джентельмен из аудитории Bear's Layer попросил меня сыграть "Star Spangled Banner" в память о 10-й годовщине Вудстока. Я ответил, что поскольку эту вещь тогда, на Вудстоке, играл другой гитарист, может быть, для меня, как для англичанина, было бы более приемлемо сыграть "God Save the Queen" и я сымпровизировал петлю на начальных нотах этого гимна. Практически, как только петля была готова, я перемотал ленту и во время воспроизведения петли солировал, одновременно преобразуя сигнал в стереофонический. Ни одного из этих соло на пластинке нет. Для этого альбома я, сделав над собой значительное усилие, оставил лишь оригинальную петлю, но я думаю, что сама по себе фриппертронизированная гитара обладает некоторыми качествами, делающими ее достойной фиксации на магнитной ленте. Я хотел назвать этот альбом "MUSIC FOR SPORTS", но потом решил не вторгаться в область, разрабатываемую моим другом Брайеном Эно, чья работа с "пространственным" звуком теперь довольно известна и требует от меня определенной поддержки. На моем личном опыте я убедился /см. первоначальное название альбома/, что "фриппертроника" "работает" во многих жизненных ситуациях. Призываю слушателя поэкспериментировать с ситуациями, где можно использовать эту музыку в качестве аккомпанемента для широкого спектра полезной деятельности и как тренировочный материал для выработки активного восприятия.

Роберт Фрипп
FRIPP WORLD, H.Q.
Whimborne, Dorset
Jan 4th, 1989


РОБЕРТ ФРИПП
ДА ПАДЕТ ВЛАСТЬ!

Мы уже вступили в ту эру, когда широко распространилась и ускоряется эрозия широкого спектра маленьких личных свобод, к которым мы привыкли и которые часто признаются конституцией и законом. Привлечь к этому внимание • совершенно необходимо в смысле полемики. "Соблюдение приличий противоположения', которое предложил виконт Саймондс,- современная альтернатива богохульству и ереси. Направление на 1981 год соблюдало те прили-

Небольшое подвижное турне фриппертроники по ресторанам, магазинам грампластинок, оффисам, столовым, музеям, клубам, кинотеатрам, телестудиям, включая выступление на фестивале в Монтерее, приводило меня в Канаду, Англию, Германию, Швецию, Данию, Бельгию, Голландию, Францию, Швецарию, Испанию и США между апрелем и сентябрем 1979 года. Среди прочего, я получил детальное представление о деятельности фирмы "ПолиГрам" на двух Континентах вообще, что,, было бы невозможно для любого другого члена этой организации. Встретившись с противоречиями того, что я увидел, я начал писать серию статей, касающихся политики и экономики музыкальной индустрии. Они были опубликованы журналами -MUSICIAN, PLAYER ANb LISTENER MAGAZINE" в Америке и "SOUND INTERNATIONAL" в Англии. Я подходил к этому с позиций критической доброжелательности и обязательного желания изменить ситуацию изнутри. Насколько мог, я пытался быть беспристрастным и уважать стороны, придерживающиеся разных взглядов.

По моему убеждению, вся политическая деятельность, направленная на изменение средств труда, неэффективна без изменения наших способов труда, а это является, в сущности, личным делом. Если мы изменим наш способ делания чего-либо, неизбежно последует структурная перемена. Если мы стремимся к такой личной перемене, нам необходима дисциплина, а единственная эффективная дисциплина • это самодисциплина. Внешняя дисциплина, т. е. контроль, нормальное руководство авторитарными органами вырабатывает по меньшей мере равное противодействие. Эффективность контроля, умноженная технологией и направленная на внешние стороны, только порождает де-контроль во все более возрастающих размерах. Это не является необходимым и в еще меньшей степени -неизбежным; а уход от этой тенденции должен быть постепенным и в основе своей • личным. Но музыка для нас - тот друг, с которым надо считаться в трудные минуты.

Музыканты-гастролеры склонны относиться к своим прошлым турне с содроганием. За все 12 лет моей гастрольной деятельности гастроли фриппертроники из которых взят этот альбом, были самыми тяжелыми, самыми многообещающими и плодотворными. Это единственные гастроли, о которых я вспоминаю без сожаления. Я многим лично обязан Крису Уитерс-Грину, который проехал со мной через всю Европу, Фреду Шухману, проехавшему всю Северную Америку, и Энн и Эду из "Е. Q. RECORDS" в Нью-Йорке. Эта экспедиция была бы невозможна без них Гастроли начались в небольшом оффисе "ПолиГрам" в'Монреале в 1979 году. И в Монреале же я счастлив сейчас писать эти заметки, и я с благодарностью признаю поддержку и здоровый скептицизм многих людей на музыкальном рынке, как продавцов, так и покупателей.

'1985' был.яервой, а "1984" • второй пьесами, исполненными в ванкуверском театре на Робсон-сквер 4 августа 1979 года, а "1987" - 6 августа- "1986" - вторая пьеса с концерта в TOWER RECORDS", Беркли, 30 июля 1979 года /первая - "RED TWO SCORER"/. "1988" взята из концерта в Уолкеровском Центре Искусств в Миннеаполисе 22 июня, а "1969" • с концерта в Мэба-хи-Гарденз, Сан-Франциско, 29 июля.

Этот альбом начинается там, где заканчивается "Боже, храни королеву". Таким образом, альбом Лиги Джентельменов -продолжение моего интереса к танцевальной музыке, первоначально выраженного в Дискотронике и представленного на "Тяжелым манером". "Да падет власть!" можно рассматривать как пятый шаг в трилогии на Направлении к 1981 году. Он завершает мое обязательство по записи пластинок в этой первой трехлетней кампании. Следующий шаг-дисциплина, первый шаг на Наклонении к 1S84 году, моей второй трехлетней кампании в сфере рынка.

Ну а теперь забудьте все это.

Шато-Версаль, Монреаль
23 февраля 1981 года

I

1. Можно функционировать внутри любой структуры.

2. Если можно функционировать внутри любой структуры, то некоторые структуры более эффективны, чем другие.

3. Не существует универсально соответствующих структур.

4. Приверженность цели внутри несоответствующей структуры дает толчок к созданию соответствующей структуры.

5. Апатия, т. е.пассивная приверженность внутри соответствующей структуры будет способствовать ее разрушению.

6. Догматическая привязанность к предполагаемым достоинствам определенной структуры препятствует поиску соответствующей структуры.

7. Существует трудность в определении соответствующей структуры, поскольку она всегда останется мобильной, т. е. в процессе.

II

8. Не должно быть трудности в определении цели.

9. Соответствующая структура будет опознавать структуры вне себя,

10. Соответствующая структура может функционировать внутри любой большей структуры.

11. Если соответствующая структура может функционировать внутри любой большей структуры, то некоторые большие структуры более эффективны, чем другие.

12. Не существует универсально соответствующих больших

13. Приверженность соответствующей структуры цели внутри большей несоответствующей структуры дает толчок большой соответствующей структуре.

14. Количественная структура подвергается воздействию качественного действия.

III

15. Качественное действие не ограничивается численно.

16. Любая маленькая единица, • приверженная качественному действию, может вызвать коренное изменение в масштабе далеко за пределами своего количественного измерения.

17. Количественное действие осуществляется путем насилия и порождает противодействие.

18. Качественное действие осуществляется путем примера и возбуждает взаимодействие.

19. Взаимодействие между независимыми структурами - каркас взаимовлияющих единиц, который сам по себе является структурой.

20. Любая соответствующая структура, состоящая из взаимодействующих единиц, может функционировать внутри любой другой структуры, состоящей из взаимодействующих единиц.

21. Поскольку это так, то некоторые структуры, состоящие из взаимодействующих единиц, более эффективны, чем другие.