КОНТР КУЛЬТ УР'а
№ 3 1991


В НОМЕРЕ:

С.Гурьев. И вдаль несется песенка
200 лет одиночества (интервью с Егором Летовым)
Е.Летов. ГрОб-хроники
С.Гурьев. Комитет Охраны Тепла
Интервью с Александром Башлачевым
Our Last Spring
А.Кушнир. Дискретная энциклопедия рок-самиздата
Песенка из мультфильма "Мнение Дебила"
Деревья гнутся
Rock'n'roll сквозь аттестат зрелости
А.Коблов. Коллектор
П.Белсито. Человек С Собаками
Свен Регенер. Будьте мужчинами!
FANZINATION
И.Соколовский. Конец андерграунда
Плюха. Confrontation или Живые и мертвые
Guitar Craft
А.Сучилин. Берлин, Лысая гора
Морфин нынче дорог
А.Сидоров. Что осталось от Маркузе?
А.Серьга. Под зеленым знаменем
К.Уваров. Мистическая охота на Татьяну Друбич
Свен Гундлах. Четверо из его народа


Международная тусовка продолжается. В последнем письме Мауро Миссана, редактор, как вы помните, итальянского фанзина "ТОММИ Мэгэзин" сообщил нам, что интервью с Майком Наумснко ("ДВР" N 9) появилось в "ТОММИ Мзгэзин" N101. IFDMC продолжает свою деятельность - вышла в эфир коротковолновая программа, начинающая передачи на местной студии... Однако - пишет Мауро, - мы постоянно теряем собственные деньги. Жизнь на Западе не так легка для реализации независимых проектов. Честно отвечаем - у нас тоже. Еще один повод для взаимного расположения.

КАНАДСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ СО ЗВУКОМ И СЛОВОМ

Даррен Коупленд. Living it Out in the Dead Air - Space. Cover.

Даррен Коупленд живет в Канаде, стране, известной нам в основном по Кленовому Листу да Брайану Адамсу. Тем не менее там, помимо огромного числа всяких рокеров и попперов, есть и шизанутые одиночки вроде Даррена, который вот уже пять лет записывает собственную музыку.

Родился он в пригороде Торонто - Брамалеа, в Торонто же учился электронному музицированию под руководством Пьера Рубенса. В 1985 году учиться бросил и стал сочинять музыку. Одним из первых проектов стала запись под названием Mahjee's OutLook, состоявшая из четырех частей и являвшаяся экспериментированием с кларнетом, голосом и аналоговыми синтезаторами, а также всякими перевернутыми пленками. Всерьез ее особо никто не воспринял, но она была замечена в среде знатоков - ведь автору было всего 17 лет.

Вторая работа, озаглавленная The Three Faces вышла в 1986 году. Поскольку резонанс от нее был шире, приведем следующий отзыв из журнала Nerve Magazine (США): "... заглавная композиция кажется безобидной, пульсируют перкашнз и синтезаторы - но вот вступают голоса, и это - серьезное испытание. Преследующие и оскорбительные мужские и женские стоны звучат, исчезают и снова возникают из тьмы. Это непредсказуемо, глубокомысленно и чарующе. Даррен Коупленд - большой талант".

Афиша концерта Ultra 5, The Optic Nerve и Lismar Lounge.

И, наконец, в 1988 году была выпущена в свет кассета с записью последней на сегодняшний день работы Даррена - Living It Out In The Dead Air-Spase. Это первая запись, которой создатель остался "почти доволен". Сложная композиция основана на стихах поэта из Торонто Джона Мариотта, а помогала Коупленду целая когорта музыкантов -клавишник Люк Шиэр, барабанщик Дэвид Эдвардс из группы Stranger Than Fiction, гитарист Рон МакФарлэн из группы Dust That Collects и трубач Мишель Флок из Abstract Gallery.

Пополнившая архив "Контр Культ Ур'а" кассета с записью последнего альбома Коупленда сопровождалась письмом, где Даррен сообщал, что очень рад тому, что и в России, наконец, будет его кассета, а в Польше и Чехословакии уже есть по одной, что сам кассетами торговать прекратил, передав права на их распространение двум фирмам - канадской и американской. Видно, дела пошли хорошо.

Сама кассета - в лучших традициях индепендента. Обложка отпечатана на цветном ксероксе, текст набран на компьютере, музыка... что ж, ее нужно слушать, потому что пусть ходы и приемы местами не новы, а стихи Мариотта слегка претенциозны, но Даррен Коупленд создает свои миры, в которые окунает с головой каждого слушателя. И счастливого плавания по просторам этих миров и самому Даррену, и тем из вас, кто раскошелится на 5 зеленых и пошлет их по следующим адресам:

John Doe Recordings      Front De'l Est
P.O. box 664 Station F     13 Rue Verrier
Toronto Ontario               Lebel 80000
                                            Amiens M4Y
2NG CANADA FRANCE

* Скидка для радиопрограмм и тех, кто приобретет 3 кассеты или больше. И не забудьте добавить бакс за пересылку!

Артем Липатов


VINYLCHEK

THE HERETICS

Это странная банда из Питтсбурга. "Еретики" играют ОЧЕНЬ громко и напоминают помесь раннего хард-рока и панка образца 77 года. В июне 1987-го вышел их первый сингл Search And Destroy/Lesbian Grudge Match. Через несколько месяцев на фирме Get Hip Records вышел и альбом, названный просто The Heretics. Этот альбом лучше не слушать там, где вы живете, если у вас нет склонности к напрягам. Состав: Стив Фабиан, гитара, раньше играл в куче команд, включая Anti-Music. Крис Кашперовский - бас-гитара (уж не родственник ли? - прим. перев.). Рьюб - вокал, и, по голосу судя, в жизни своей выпил немало. Майк Михальский - лидер-гитара, раньше пилил в The Little Wretches и Half Life. А барабанщик Майк Колезар раньше стучал в The Cynics. Контактный адрес:

The Heretics
P.o. box 7562
Pittsburgh
PA 15213 USA

ULTRA 5

Летом 1986-го ULTRA 5 была только названием, но уже через год сформировался первый состав: Адриан Рут (орган), Боб Ур (вокал, гитара), Эллен O'Нил на барабанах и ейный братишка Майкл на басу. Вскоре брата с сестрой вытеснили Тара МакМанн и Джоана Кэрью, последнюю тут же буквально сменил Кен Андерсон. Первый состав успел записать "демо" из 4-х песен и разослать его на радиостанции, в фанзины и вообще кому попало (прямо как кот Матроскин и его дядя с гуталинной фабрики - прим. перев.). На этой пленке выделялась мрачная версия песни Iron Butterfly "Get Out of My Life Woman", где ULTRA 5 использовали орган "Хаммонд", очень популярный в конце 60-х - начале 70-х годов, а ныне основательно забытый (мы знали его в основном по пластинкам Мигеля Рамоса - прим. перев.).

В апреле 1988-го на фирме Get Hip они выпустили свой первый сингл It's A Long Way Home/Sweet Love (вторая песня - кавер английской группы Sons of Fred).

Совершенно непонятно, откуда "ультра" взяли свой саунд. Они явно завернуты на Steppen Wolf и Iron Butterfly, но непохожи на них, они живут сегодняшним днем - но и сегодня - стоят особняком...

А пока я обо всем этом думаю, ULTRA 5 выпускают новый сингл и альбом, наверное, опять на Get Hip и очень много играют вместе с Headless Horsemen, Optic Nerve, Mad Daddyes и Magpies - то как разогреватели, то как хэдлайнеры. В Европе их уже крутят по радио, так что будущее у ULTRA 5 явно есть. Контактный адрес:

The ULTRA 5
P.o. box 1821
Murray Hill Station
New York NY 10156-0610
USA

THE MARSHMALLOW OVERCOAT

The Marshmallow Overcoat (left to right): Scott Gassen (drums), Matt Griffin (bass), Randy Love (vocals), Debra Dickey (keyboards), Mike Panico (guitar).

Летом 1986 года эта тусовка впервые собралась для записи "демо". Запись заметил Ли Джозеф, известный американский инди-продюсер и менеджер фирмы Dionisius Records, прикололся к песенкам и устроил ребятам сингл на своей фирме. Ободренные этим Marshmallow Overcoat начали активно концертировать, и никто не успел оглянуться, как у них вышел альбом под названием The Inner Groove, в котором преобладало веселое гаражное звучание. В конце 1988 года они записали сингл Suddenly Sunday, где гараж сменила психоделия с завернутыми в ревер гитарами и вокальными экспериментами Рэнди Лоува - лидера и вокалиста группы. В 1989 Overcoat выпустили второй LP Try On. Замечательный кусок винила! Отличная песня Echoes In Time, не хуже и Won't Get Away и Bittes Heart.

В альбоме явно есть стремление вновь открыть для себя 60-е, найти в той музыке что-то актуальное сегодня. Что же до тех, кто оказал на Overcoat влияние, то эти группы, скорее всего, неизвестны в СССР -Chocolate Watchband, Strawberry Alarm Clock, Electric Prunes и другие. Контактный адрес:

The Marshmallow Overcoat
536 E Adams Street A
TUCSON AZ 85715
USA

Maypo Миссана


QUE VIVA ESPANA!

Если вы думаете, что вклад Испании в сокровищницу рок-культуры начался с дуэта "Баккара" и закончился Хулио Иглесиасом, то вы глубоко заблуждаетесь. Там тоже есть свой андерграунд, о наиболее ярких представителях которого рассказывает Ангел Маэтцу Косо:

Итак:

LOS DESECHABLES. Эта группа из Барселоны вдохновляется Игги Попом и The Cramps. Наиболее сильное впечатление от них можно получить только живьем.

LOS ENEMIGOS (Мадрид). Сумасшедшее рок-н-ролльное трио. Их вдохновители - Link Wray, Flamin' Groovies и Dr. Feelgood. Тем не менее звучат они очень по-испански и в этом заслуга лидера группы, вокалиста и гитариста Хозелса. Только что выпустили второй альбом.

LOS CANGUROS (Барселона). Нечто среднее между мерси-битом 60-х годов и поп-музыкой конца 70-х. Записали две демо, и, кажется, вот-вот подпишут контракт на выпуск альбома.

KAMEMBERT (Кастельфельдес). Очень милая группа, исполняющая музыку соул. Не так давно у них вышел мини-альбом, но их лучшие вещи, на мой взгляд, записаны на демо 1987 года...

LOS RONALDOS. Многообещающая четверка из Мадрида. Ребята очень молоды - их лидеру, Коке Малла, всего 18 лет, тем не менее на днях должен выйти их первый альбом, а звучат они, как нечто среднее между Rolling Stones и The Ramones.

THE PANTANO BOAS была основана в Барселоне в 1987 году, многие музыканты пришли после распада прекрасной группы Orgullo De Espana (лучший диск - Техасе Boogie). Только что вышел их первый альбом. В нем несколько вещей Velvet Underground и МС5, остальные песни оригинальны. Поют на английском.

LOS NEGATIVOS. Карлос Эстрада (бас, вокал), Роберт Грима (гитара), Альфредо Калонге (гитара, вокал) и Валенти Морато (барабаны). Психоделический поп. Выпустили два альбома, первый из которых очень хорош, второй - похуже... но тоже хорош. О'кей, Барселона!

BRIGHTON 64 (что поделать, тоже Барселона). Начинали в 1981 году ритм-энд-блюзовым комбо, теперь ближе к поп-соул. Братья Гиль (бессменные лидеры группы) - короли нашей модовской тусовки. Хоть я и не мод, но последние их хиты - La Casa De La Bomba, Igual Nos Da Igual и La Calle 46 - просто класс.

Избранная дискография испанского "инди":

LOS ELEGANTES - "Los Gatos De Mi Barrio" (Zafiro, 1987)

THE NATIVOS - "She Belongs To Me" (Twins, 1986)

LOS NEGATIVOS - "Piknik Caleidoscopico" (Victoria, 1986)

BRIGHTON 64 - "El Problema Es La Edad" (EMI, 1987)

LOS RONALDOS - (EMI, 1987)

ORGULLO DE ESPANA -"Texaco Boogie" (Tuboescape - Zafiro, 1986)

THE PANTANO BOAS - "Full Blood Crash" (Tres Cipreses, 1989)

LOS ENEMIGOS - "Perpectamente" (Gasa - Dro, 1986)

LOS DESE CHABLES - "Nada Que Entendes" (RNE, 1987)

LA FRONTERA - "Tren de Meolia Noche (Polydor, 1987)


РАДИО МАРАБУ:
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА НА КОРОТКИХ ВОЛНАХ

Еще в начале прошлого года Maypo Миссана мельком упомянул о независимой западно(тогда)-германской радиостанции РАДИО МАРАБУ, вещающей на всю Европу на коротких волнах. Впоследствие информации стало побольше, и мы узнали, что

- РАДИО МАРАБУ основано в начале 1984 года и впервые вышло в эфир в марте месяце того же года.

- РАДИО МАРАБУ вещает в диапазоне 48 метров.

- 63,4 % все" радиослушателей РАДИО МАРАБУ проживают в Германии, 13,3 % - в Великобритании, 6,9 % - в Швеции, остальные - во Франции, Италии, Ирландии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Швецарии, Чехо-Словакии, Испании и Финляндии.

- РАДИО МАРАБУ работает на английском, немецком, голландском, французском и, с недавнего времени, на итальянском языках (итальянская программа продюсируется "Томми Магазин").

- цель РАДИО МАРАБУ - познакомить слушателей с альтернативной и независимой музыкой, в программе - панк, хардкор, индастриал, хардкор-дэнсфло...

Узнав адрес экзотической птицы, иностранный отдел "Контр Культ Ур'а" решил завязать с ней контакт, что и случилось в декабре 1990 года. В ответ на наше послание мы получили из города Вупперталь следующее письмо:

Ежеквартальный журнал
"Контр Культ Ур'а"
Артему Липатову.

Дорогие друзья!

Прежде всего огромное спасибо за ваше письмо и, конечно, за очень интересную информацию.

Мы очень заинтересованы информационным обменом с вами. Поэтому ваша идея об обмене кассетами прекрасна. Пожалуйста, сообщите нам, какой музыкой, какими западными группами вы интересуетесь. Хотите ли вы получать кассеты с записью только одной группы (например, с одной пластинкой одной группы) или вам нужны компиляции?

В обмен мы хотели бы услышать что-то из репертуара русских независимых групп. Конечно же, они выйдут в эфир на РАДИО МАРАБУ - тут нет никаких проблем. Также пришлите свои предложения, если вы хотите получать от нас печатные материалы.

Мы ждем ваших писем и кассет, и хотим больше узнать о вашей организации и вашей работе в индепендент-медиа.

С добрыми пожеланиями (подпись неразборчива).

Воспользовавшись согласием коллег с той стороны бугра, мы готовим сборник русского индепендента, куда предположительно войдут записи МИССИИ: АНТИЦИКЛОН, РАББОТЫ ХО, ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА, АССОЦИАЦИИ КОНЕЦ, СВЕТА!, Ника Рок-н-Ролла, Янки Дягилевой и других.

Полученные от РАДИО МАРАБУ записи групп FRONT 242, GIRLS UNDER GLASS, LARD, EARWIG, LEATHER NUN, ALIEN SEX FIEND и многих других услышат те из вас, кто следит за "ТИХИМ ПАРАДОМ" Ромы Никитина.

Ниже - для тех, кто хочет что-то спросить, предложить, сообщить на РАДИО МАРАБУ или просто поздравить марабуян с каким-нибудь праздником, печатаем адрес:

RADIO MARABU
Postfach 22034
D-5600 Wuppertal 22
GERMANY

Если же кому неудобно писать в Германию, но сподручно - в Финляндию, Голландию или Штаты - там тоже есть представительства РАДИО МАРАБУ:

P.o. Box 82
SF-40101 Jyvaskyla
FINLAND

P.o. Box 19074
NL-3501 DB Utrecht
HOLLAND

P.o. Box 628
Slanesville
WV 25347
USA

Пишите! В Вуппертале, Ювяскула, Утрехте и Слэйнсвилле ждут ваших писем.

Артем Липатов


РАСТЯГИВАЯ РЕЗИНУ ВРЕМЕНИ

Эта статья - для тех, кого не оставляют равнодушным барочные пассажи "Эмерсон, Лэйк Энд Пал-мер", кто впадает в транс от истерических запилов "И ее", и кто по зевающему шнобелю на пятаке пластинки безошибочно узнает продукцию фирмы "Каризма Рекордс". Эта статья предназначена сравнительно немногочисленному племени ценителей музыки, именуемой "прогрессивный рок" (или "арт-рок", если хотите, - как называют его преимущественно в Европе, видимо имея в виду выработанные в "старом свете" веками изысканность чувств и созерцательность).

Нет ничего постоянного в подлунном мире, все изменяется во времени. Один стиль приходит на смену другому. Иные объединяются, рождая нечто новое, в котором трудно угадываются даже родительские черты. Одним направлениям и десятилетия - не преграда, другим - и 2-3 года уже возраст.

В конце шестидесятых из пестрого букета производных ритм-энд-блюзового андерграунда выделились три течения, чья недолгая, но плодотворная пора расцвета продолжалась меньше дюжины лет, и почти все значительные произведения в этих стилях были созданы примерно с 1968 по 1980 годы. Эти стили, а я имею в виду джаз-рок, хард-рок и, естественно, прогрессив-рок, - в настоящее время отодвинулись на задний план в основном из-за отсутствия свежих музыкальных идей. Эксперименты с поисками выхода из этой тупиковой ситуации приводили в основном к различным коммерческим компромиссам или попыткам привлечь на помощь какие-то другие направления или формы музыки. "Прогрессивщикам" приходилось труднее всего. За технической изощренностью игры и инструментальной насыщенностью композиций не скроешь скудность музыкальных идей, а ведь они играют едва ли не самую важную роль .среди составляющих стиля. В рамках прогрессивного рока сейчас действительно трудно придумать что-то новое и оригинальное, трудно не съехать в одну из крайностей - либо в помпезное украшательство и поиск чисто внешних эффектов (например "Азия") - с одной стороны, либо - в занудное пережевывание, насыщенное штампами (поздний "Мариллион", "Паллас" и т.д.), - с другой. Однако, несмотря ни на что, у прогрессивного рока имеются стойкие апологеты - как в среде слушателей, так и в рядах исполнителей и производителей, коих число невелико, и о двух "независимых" представителях плеяды которых я хотел бы здесь немного рассказать.

Французская фирма "MUSEA" начала отсчет истории в 1982 году встречей двух меломанов - Бернара Гэффье и Франсиса Гросса - в редакции альтернативного музыкального журнала "NOTES", с которым они оба в тот момент сотрудничали. Для начала они решили систематизировать всю информацию о французском роке, результатом чего явилось вышедшее в 1984 году фундаментальное издание рок-дискографии Франции. Следующей проблемой, озаботившей Гэффье и Гросса, были объективные трудности, с которыми сталкивалось большинство музыкантов на пути реализации своих проектов на магнитной ленте или в виниле. Вот тогда-то для помощи молодым талантам, не сумевшим привлечь внимание крупных компаний грамзаписи, (которые, в свою очередь, интересуются главным образом музыкой, приносящей быстрый доход) и была создана "Мюзеа" - связывающее звено между исполнителями некоммерческой музыки и ее поклонниками, не желающими потреблять "жевательную резинку для мозгов". "Мюзеа" не гонится за прибылью. Вся выручка от продажи записей делится между музыкантами или идет на финансирование других проектов. Фирма выпускает свою продукцию сравнительно небольшими тиражами - по нескольку тысяч экземпляров, реализуя записи либо по почте - среди своих постоянных подписчиков, либо в магазинах.

Из всего многообразия музыкальных направлений "Мюзеа" явное предпочтение отдает прогрессивному року, разрабатывая его многослойный пласт, выводя наверх новых артистов и переиздавая классику как французского, так и мирового прогрессива. "Ange", "Arachnoid", "Atoll", "Rousseau", "Asia Minor", "Edhels", "Elixir", "Sandrose", "Tiemko", "Shylock" - вот далеко не полный перечень имен выпускавшихся этой компанией. Пролистав каталог "Мюзеа", можно сделать однозначный вывод, что это - одна из немногих фирм, всерьез занимающихся прогрессивом. Правда, ей не чужды экскурсы и в другие стили, а точнее - в целый комплекс музыкальных направлений и экспериментов: "магмоподобный" симфошизоид, амбьян, джаз-рок, ЕСМ-джаз, зулу и другие этнические наслоения, джаз-авангард и евро-джаз. Для примера - несколько имен, зачастую строго не придерживающихся рамок одного стиля: "Eider Stellaire", "Musique Noise", "Minimum Vital", "Foehn", Denis Barbier, J.L. Chevalier, "Shub-Niggurath", "Troll", "Art Zoyd", "Univers Zero"...

He могу себе позволить не отметить присланный фирмой блестящий (в прямом и переносном смысле) компакт-альбом Мими Лорендзини. Этот проект, стилистически представляющий то, что мы называем джаз-роком европейского разлива, несомненно заинтересует поклонников легендарной группы "Гонг", потому что именно в этом проекте всплыл пропавший было из поля нашего зрения Дидбе Мальэрб и настолько уверенно исполнил свои духовые партии, что этот альбом вполне можно было бы назвать его сольником, невзирая на великолепную игру и других исполнителей: волнующие фортепианные соло Анны Баллестр, основательные басовые партии Эммануэля Бине и деликатную высокотехничную работу самого Мими. Однако, в рамках этой статьи я не буду останавливаться на представителях каждого течения в отдельности, надеясь в будущем еще вернуться к продукции "Мюзеа".

Вторым объектом нашего внимания является небольшая калифорнийская фирма НС Productions. Haстолько небольшая, что занимается она реализацией деятельности практически только одного коллектива - инструментального нео-прогрессивного бэнда "Djam Karet". Калифорния в .нашем сознании прочно ассоциируется с пальмами, пляжами, Голливудом, "Бич Бойс" и "Surfin' USA", но музыка "Джам Карета" отнюдь не располагает к возлежанию на пупе у моря. Огнедышащие гитарные пассажи Гэйла Эллетта и Майкла Хендерсона напрочь сметают все на своем пути подобно смерчу. Этой музыке тесно на побережье, ей нужна прерия или казахстанская степь, чтобы было где развернуться фантазии, чтобы из нотированного корсета вырваться на импровизационный простор. Медитативные шаманские раскаты перкуссии Чака Окена завораживают сознание подобно флейте факира, и все это вкупе с прекрасным качеством звука создает неповторимую ауру, щедро сдобренную восточными специями.

Местами в этой музыке угадывается влияние "Дженесиса", иногда совершенно по-фрипповски звучит гитара, да и "Пинк Флойд" и ранний "Элой" не обойдены вниманием, хотя музыка "Джам Карета" (название, кстати, переводится как "резиновое время") более живая, что ли, более свободная. "Джам Карету" - одному из наиболее интересных коллективов прогрессивного рока восьмидесятых - не повезло в одном: они родились на дюжину лет позже. Но и сейчас они находят выход из этой ситуации в слиянии с другими течениями - в частности, с этнической музыкой и неоджазом. Кроме того, необходимо заметить, что их музыка удивительно точно соответствует непредсказуемым устремлениям загадочной русской души и, несомненно, найдет достойный отклик по обе стороны Урала, если, конечно, представится такая возможность. "Джам Карет" - величайший неоткрытый бэнд в мире!" - написал журнал "Электроник Мьюзишн Мэгэзин", и с этим трудно не согласиться.

Б. Кляссер (по материалам журнала "ТИФ")