КОНТР КУЛЬТ УР'а
№ 3 1991


В НОМЕРЕ:

С.Гурьев. И вдаль несется песенка
200 лет одиночества (интервью с Егором Летовым)
Е.Летов. ГрОб-хроники
С.Гурьев. Комитет Охраны Тепла
Интервью с Александром Башлачевым
Our Last Spring
А.Кушнир. Дискретная энциклопедия рок-самиздата
Песенка из мультфильма "Мнение Дебила"
Деревья гнутся
Rock'n'roll сквозь аттестат зрелости
А.Коблов. Коллектор
П.Белсито. Человек С Собаками
Свен Регенер. Будьте мужчинами!
FANZINATION
И.Соколовский. Конец андерграунда
Плюха. Confrontation или Живые и мертвые
Guitar Craft
А.Сучилин. Берлин, Лысая гора
Морфин нынче дорог
А.Сидоров. Что осталось от Маркузе?
А.Серьга. Под зеленым знаменем
К.Уваров. Мистическая охота на Татьяну Друбич
Свен Гундлах. Четверо из его народа


Настоящая рубрика не являет собой обзор текущего магнитиздата "в строгом смысле этих слов". В каждом последующем мини-эссе мы сталкиваемся с очередным порывом конкретного человека Леши Коблова к его, условно скажем, духовному абсолюту. Чуть ли не единственный критерий оценки любого объекта эссе - насколько он способен явиться каналом для кобловского движения в русле вышеозначенного порыва. Тем самым, в какой-то мере весь "Коллектор" дает большее представление о спиритуальной инфраструктуре самого Коблова, нежели поля его изысканий. Редакция журнала в целом может придерживаться иных оценок (в частности, не иметь ровным счетом ничего против харьковской группы "Казма-Казма").
Вместе с тем, вышеупомянутый Коблов однозначно являет собой одну из составляющих данного издания, и его трансцендентальный произвол на этих страницах куда более закономерен, нежели то общепринятое водянистое пойло, кое средний обыватель мог бы скорее счесть за т.н. "объективный анализ".


КРАМОЛЬНЫЙ ВАЯТЕЛЬ
"СЕКС И ПИВО"

А. 1. Натура 2. Колыбельная 3. Дай, девочка, дай 4. Секс и пиво 5. Ложись! (часть 1) 6. Ложись! (часть 2)

В: 1. Убью! 2. Тина 3. Старая дура 4. Тетя Тома 5. Галинка

1990 Dimedrol Records, Зеленоград

Очень жизнерадостные подростки. Всем троим - лет по 18-19. Самое время для трэша, пива, секса и т.п. Основной - Ваня, работает на асфальтоукладчике. И рубятся на сцене на полном серьезе. Набор, правда, известный со времен появления "ЭСТа", но законы тяжелого жанра предоставляют мало вариантов выбора, и мне, человеку, далекому от хэви и 17-летнего возраста, данный путь кажется гораздо более веселым, чем серьезняк "Коррозии", "Черного обелиска" и других им подобных. Ведь у них все сделано, да Жан из "ЭСТа" нынче не тот, заматерел, словом, все превращается в инди-вариант "Круиза", "Арии", кого там еще.

Да и кто играет трэш в Европе? Чуваки с бензоколонок! А тематика "Дай!", "Ложись", "Секс и Пиво", "Когда ты раздвинула ноги..." будет вечной, пока существует подростковая сексуальность и прочие прелести переходного возраста. Драйву - хоть отбавляй, место и время - здесь и сейчас. Так что вперед, парни! Мне бы ваши годы...


Ассоциация "Конец, Света!"
"Мы поднялись"

1. Город-холод 2. Квартира 3. Первый загон (Ха-ха-ха) 4. Камень (Заклинание) 5. Свиньи 6. Экстаз молчания 7. Тамс ту дамc (Магаданская народная песня) 8. Р.S. Амагама

Александр Шевчук - вокал, тексты; Александр Юриков - гитара; Александр Старченко - гитара, хамус; Гоша Пересторонин - бас-гитара, губная гармошка, флейта; Андрей Мальков - барабаны; Евгений Поверенный - администратор.

Музыка Ассоциации "Конец, Света!"

1990 Магадан

Вокалист - Шевчук. Кто-то уже отмечал, что вокал слегка отдает Кинчевым: очень трогательно. Есть еще "Ассоциация" в г. Свердловске. В г. Свердловске есть еще такая "Агата Кристи" - как былой "Наутилус", но хуже. А в Магадане есть еще "Миссия: Антициклон", которая как "Конец, Света!", но лучше. Раньше был Ленинград, потом - Свердловск, теперь вот, с короткой остановкой в Сибири, как Ленин останавливался на вокзале в Новосибирске пописать, о чем свидетельствует мемориальная доска, неуклонно наступил Магадан. Куда дальше ехать, братцы? Дальше - океан, дальше можно только плыть. Или лететь. Там есть такая Калифорния. Нет, правда, говорят, что есть. Хочется верить.

Неистребимое, неутолимое желание, чтобы тебя заметили, вытащили, купили, раскрутили, подняли. У нас там пять домов и сопки, петь некому, а у вас тут - Троицкий, Житинский, Айзеншпис, Лисовский, эх...

Если у кого-то есть еще какие-то сомнения по поводу "инди", вспомните, что "Depeche Mode" начинали как независимая группа. Именно благодаря этому среди наших доморощенных граффити, как то: "АС/DС", "Петя + Катя", "Смерть США и Израилю" я встретил написанное кириллицей слово "индепенданс".

Так что, какой может быть "индепенданс"! Купите их скорее, чтоб глаза не мозолили. Причем всех сразу.


ВАЛЬКИРИЯ
"Валькирия-1"

1. Слыша адские скрипки 2. Воронье 3. Черви 4. Предзнаменование 5. Валькирия 6. Бал висельников

январь 1991

Музыка - А.Дронов. Лирика - Э.А.По, Артюр Рембо. Звук - Александр Куэьмичев.

Ольга Лебедева - вокал; Сергей Савин - гитара; Александр Дронов -клавишные; Василий Дронов - бас; Максим Удалов - барабаны.

Еще одни мои соотечественники из свободного и прекрасного Зеленограда, но если "Ваятели" - люди крайне молодые, то "Валькирия", несмотря на молодость данного проекта, имеет за собой силы помощнее в лице папы зеленоградского хэви Саши Дронова и бывшего "Арийца" Макса Удалова. Изначально планировался экспериментальный проект, теперь понравилось и появились какие-то планы и виды. Музыка - весьма лютый "техно-трэш" с элементами симфонизма. Долгие проблемы с вокалисткой были разрешены необычным и весьма металлическим способом - ей были ампутированы аденоиды и она взвыла с утроенной силой. Дронов - старый специалист по чернухе, начиная с мистической литературы и заканчивая фонотекой - где-то более 400 пленок с серьезными западными людьми типа "Ваthory" "Аrtillery" и проч., т.е. всякого попсу типа "Iron Маiden" рядом не стояло. Все эти знания помогают Дроновскому детищу выгодно отличаться от беспомощных потуг "Коррозии" и прочего совдеп-металла. Впечатляет монументальность всего этого праздника смерти, словно скандинавские саги о Кухулине, берсерках и других мрачных молодцах.

И хоть не близок мне хэви, но на концерт с участием "Валькирии", "Крамольного Ваятеля" и питерского "Фронта" я бы с удовольствием сходил. Можно сюда добавить еще и "Э.С.Т.". Вот такие вот цельнометаллические размышления.


ТИХИЙ УГОЛОК
"КЛАУСТРОМАНИЯ"

Стадия 1: Бессонница /День дверей/ Импровизации на тему дня: а) хот-джаз б) Кода /Отчет ОПР/ Аутовето

Стадия 2: Крик совы /Акварель/ Смерть фортуны /Минде Один/ Релаксация/Калитка

май 1990

“Тевтонский вальс”

Тевтонский вальс / Время "Ч" / Хроника / Тихий уголок? / Школа ненависти / Вселенский любовник / Кафель / Настоящий мужчина / Магнитные бури / Дуськнн блюз / Тили-бом / Ветер

22-24 мая 1990

Т.Y. is: Сергей "Коча" Кочерга - голос, гитара, музыка, тексты. Александр "Куб" Кубышкин - казо, подлевки. Дмитрий Смирнов - соло-гитара.

1990, Харьков

Душным летом 1989 года мы приехали с Янкой в Харьков и остановились у милой Светы Рудим в несуществующей теперь уже квартире на улице Свердлова. Дело, естественно, кончилось акустикой в этой же квартире, Янка пела первой, потом - еще кто-то. Под конец осталось совсем мало людей, один их них Коча. После долгих уговоров, когда уже стемнело, Коча уломался и начал петь. Я впервые слышал тогда его песни.

Я всю жизнь и особенно последнее время боюсь патетики и высокого слога. Но большего потрясения я не испытывал с тех пор, когда в начале 80-х годов слышал "Акустику" Аквариума. Но это было так давно.

Этот тощий, нескладный и очень соответствующий своей фамилии человек заставляет слова вернуться к своему первоначальному значению. А там уж - веришь или не веришь, слышишь или не слышишь, болит или нет. Вся штука в том, что я верю.

Есть боль, но это - не мазохизм. Петля на антресоли - чтоб стать хоть чуточку повыше. Если любить, то сразу Вселенную. Бессонница ножом по сердцу, и когда первый порог боли пройден, теплая волна батареи отопления берет тебя, как котейку, и качает на себе; что с того, что море далеко, и в Крыму отдых перемежается битвами с применением колов, оглобель и металлических прутов. Хвост трубою - чтоб ловить им ветер. Тот, что в my mind, тот что в my hair. Dust. Пыль.

День - хот-джаз, вечер - свинг, ночь - блюз. Доктор Хэммилл избавит нас от необходимости быть счастливым.

Всего этого не нужно, чтобы читать тебе с потолка стихи. Релаксация - это просто светло, депрессия -это весело. Да не бойся, ты видишь, я абсолютно спокоен.

Казо - это такая труба, поешь в нее горлом, а звук - как у виолончели.

Благослови детей и зверей, тех, что рассуждая о боге, играются хвостом. Вот и счастье, в том смысле, что несут молоко.

В сердце моем ветер.

Р.S. При всем моем уважении к многоголовому украинскому авангарду, индепенденту и т.д. я все же хочу взять на себя смелость сказать: эти тихие песни стоят того, чтобы отвлечься от всех проектов, звуков и загадочностей, интересных разве что старому лису Троицкому и К. Хотя я не призываю обратить внимание. Есть охота - резвитесь, на ваш век воздушных шариков хватит. Для меня же Харьков сейчас - это "Разные люди", "3-7-Т" и "Тихий уголок".


ПЯТАЯ КОЛОННА

Пленка снабжена пометой: украденная репетиционная запись. Э, ребята, это мы уже проходили в глубоком детстве. Мол, похвалят - и хорошо, а поругают - так какой спрос, запись-то украдена и распространению не подлежит. Очень удобно, хотя и старо.

Я так и не понял, представляет сей коллектив столицу Удмуртии или Татарии, но, впрочем, это не суть важно. Ибо шагает по всем, даже самым удаленным точкам страны, легенда о панке, играть который, как мне говорили еще в школе мои дружбаны, легко и просто, никакого уменья не требует, что выгодно отличает его от других стилей и направлений. Но это было давно, а сейчас, вдохновленная новыми героями "Dеаd Кеnnedys"1, пришедшими на смену "Sex Рistols" вновь в топе мода на панк. Нынешний подросток вполне сочетает в своей голове "Ласковый май", Томаса Андерса и "Гражданскую Оборону". Опять же, проблема самоутверждения, выпендреж и прочее.

Подросткам простительно, до определенного возраста. Взрослые дяди уже озадачивают. Я не знаю, сколько лет "Пятой колонне" и знают ли они смысл своего названия. Равно как и не знаю, сколько лет музыкантам заботливо пестуемой "Новой сцены" города Харькова, группам "Эльза", "Чичка-дричка", "Чужой", всех не упомню. Но прослушанные пленки с вышеперечисленными коллективами ужасают. Если это новое поколение выросло, то интереснее, выходит, следить за старыми, даже за Б.Г.

Дело даже не в том, что играют они вообще мимо денег. Дело даже не в том, что все это слушать смертельно скучно. Дело даже не в том, что слишком много чести обо всем этом писать.

Хочется просто предостеречь и слушающих, и играющих от наивного заблуждения, что запудривание мозгов - это спираль. Это - круг. И можете считать, что он уже замыкается. Думая, что играешь "музыку будущего" не оказаться бы лицом к лицу с этим будущим с сомнительным багажом всех этих уже мало кого развлекающих звуков, обрывков мыслей и поз.

А лидер "Dead Кеnnedys" создал в США на свои сбережения фонд социальной защиты Йаппи весьма мафиозного характера. Вот тебе и харчик, вот тебе и ключик.

__________

1 К слову, хороши Новые герои - Джслло Биафра распустил шарашку еще в 1987 году, после 7-летнего существования.


РАББОТА ХО
Танец. Начало проекта, 1990 год.

А: Максим / Слоны н птицы / Блюз Отрава / День Рождения/ Лес

В: Пластилин / Высокогорная Астрономическая станция / Французский дождь / Танец / Находка в дюнах

Сергей Попович: гитара, вокал, Лель ПСР. Николай Игнатенко: бас-гитара

(Киев)

Предупреждаю сразу: человек я субъективный и не стоит мылить веревку из-за того, что кому-то там не понравилось. Тем более, что потребителей подобных музык я встречал и встречаю достаточно регулярно, они уже стали оформляться в отдельный тип, отряд, подотряд. Но это уже из области антропологии.

Слушая сей опус, я сразу вспомнил происходившую на моих глазах забавную трансформацию другого кита авангарда, московский коллектив "Ночной проспект". Начав с тривиального студенческого рок-н-ролла (а "Раббота Хо", если мне не изменяет память, тоже не всю жизнь играет подобное), проспектяне постепенно мутировали в предприятие, выпускающее вот уже несколько лет массу альбомов для совершенно определенного контингента своих братьев по разуму. К несомненному достоинству их я отношу давнюю тенденцию начинать концерт в полном зале, а заканчивать в практически пустом, особенно на крупных фестивалях и больших тусовках. К сожалению моему, зритель нынче не тот, крепче стал, упорнее, закалились, так сказать. Но и "Проспект" времени не терял, заматерел, лютый стал, так и нашли друг друга - зритель - группу, группа - зрителя.

Упорству "Рабботы" тоже готов спеть песню. Помяните мое слово, дело кончится пластинками, телевидением (уже интересуются, замечено), поездками за рубеж и пр.

Про музыки. Я, грешен, имел давнюю привязанность, вызывающую все большее подтрунивание со стороны старших товарищей и авторитетов – The CURE. Даже все пластинки собрал. Да только углубляться в данную степь душа вовсе не лежит, не ровен час, и CURE начну распродавать. Есть еще такой коллектив, вернее, был (и недолго) - Joy Division. Про остальных, несть им числа, и говорить особо не хочется, хотя, наверное, можно найти совсем уж аналоговые составы. Скучно это все, братцы. А все попытки развить, вдохнуть новую жизнь, влить в меха новое вино схожи с известной литературной тенденцией писать продолжение великих книг. Что-то не припомню удач на этом пути.

Один друг мой говаривал, что авангард в независимой музыке - искусство дутое. Вот-вот. То есть я не против того, чтобы надувать, да на здоровье, если есть настроение. Тем более, что элитарность в искусстве сродни масонским ложам в политике, все так загадочно, ощущаешь свою причастность к таинственному и простому люду непонятному, особенно это канает в совке, в связи с отсутствием музыкальной информации оттедова: никто не в курсе, что сей бобик сдох и надувают уже давно другие шарики. А вот - ну что же, любимый цвет, любимый размер, плюс общее настроение вполне в духе Ослика Иа-Иа, кто ж ему нынче не подвержен?

Пугает только фраза "Начало проекта". Может, лучше сразу к следующему перейти, там, глядишь, и солнышко пробьется. Тем более, что ставить на ком-либо крест - тоже детская черта. А так хочется поскорее вырасти...


ХУЙ ЗАБЕЙ (№ 5)
"Наебенился"

Интро / Приятели / Буденовка / Ночь / По росе / Президент / Не такой / Чапаев/ Американцем / Вороны / Кутузов / Медитация / Юннат / Мадонна / Поезд / Палач / Человек / Подмога / Скрипач / Ласточка / Любовь к Ро / Поле / Откудахтался / Воробей / Ловись / Рыба-Пила / Бабочки / Настя / Страда / Пере на / Сороконожка / Забыл / Менты / Гениальное / Лешие / Конечное

Бегемот и Карабас, 28.10.90

А также: Сергей эксСтоп - гитара, "Роланд-Д50", Аленушка Воробей - стишки, Найк Борзов - ударные, подпев, Андрей Репа - ударные, А.Заев - бас, гит., подпев, Дима - скрипка, Саша - клавиши, А.Медведев - классичная гитара, Мэафонас - всех надинамнл и обосрал весь звук.

1990 ПОПА Бегемота Рекордс

Вот уж кто неиссякаем, так то эта парочка. После предыдущего опуса ("Не зассал") казалось, что это - вершина для подобного искусства, но Бегемот съездил, весьма триумфально, во Владивосток, вернулся, и коллектив разродился очередным альбомом, если быть верным лексике - охуительным.

Прогрессирует все, больше и музыки, того всеми искомого рок-н-ролла, настроение - все тоже, только шире, спектр от злейших подкруток до грусти, и все выдержано от пошлятины и повторов, что уж совсем удивительно. Опять россыпь великолепных строчек и строф, а перечисление хитов переросло бы в 50%-ное переписывание всей аннотации, включающей на этот раз 36 (!) композиций. Жалко только, что отсутствует на альбоме не вовремя заболевшая Вика: "Ментофилию" с предыдущего "Х.З." напевают, по моим наблюдениям, во многих городах и селах необъятной. Бегемот обещает в скором времени следующий, 6-ой "Хуй Забей". Давай, родной, давай, очень ждем.


А.Лаэртский-90 (III)
"Женщина с трубой"

А: 1. Строитель 2. Сапоги Тамары (песня посвящается молодежным современным певцам Олди и Нику) 3. Я сижу у тебя в гостях 4. Твое о'кей... 5. Я играю на рояле

В: 1. Я тоже забуду все 2. Карлица (посвящается модному исполнителю молодежной эстрады Крису Реа) 3. Петлюра в Киеве (посвящается С.В.Петлюре) 4. Хуево (посвящается моей любимой песенке исполняемой Я.Дягилевой)

В записи принимали участие: В. Пономарев (гр. "Анастасия") - бас, Д.Ивановскнй (гр. "Е.Е.") - бас (2), А.Сотникова - вок. (2,5), С. и А. Мирзояны - перкуссия (6), К.Медунов - сакс, флейта, А. Соловьев -клавишные, г.Базенин - перкуссия, В.Казинский - ударные, И.Саутин (гр. "Ср.-Р. Возвышенность) - перк., Таня - речитатив в песне "Петлюра".

Оператор: А.Мотузный, 18-19 августа 1990 г.

Мне, кажется, впору открывать контору по предсказанию будущего. "Ваши прогнозы, поручик?" - "Ну полная хуйня, корнет". Слушают, слушают Лаэртского в тачках, поют на улицах, вот тебе и пошутил.

А вот насчет второй части прогноза, про нашенского парня... не знаю. Да и деликатное это дело, дарят тебе люди пленки со своими записями, мол, послушай, батюшка. Я бы лично поостерегся.

Если же говорить всерьез, то продуктивность брата Лаэртского, нашего всеобщего друга и вроде бы соратника меня уже пугает, а попросту расстраивает. Я как-то раз уже говорил об этом: "Зульфия, ты была моей любимой женой..." Тонкость пристеба не бесконечна, рвется на поверку, да и песенки сии явно не для вечности пишутся. И то, что в старых альбомах мило развлекало полстраны (а "Женщина с трубой" чуть ли не наполовину состоит именно из СТАРЫХ номеров), сейчас ничего, кроме скуки, не вызывает. Звучит-то все фирменно и записано профессионально, пугает только внушительный список приглашенных, особенно, если обратить внимание, откуда они приглашены. Комфорта - добавилось, но это не к нам, а к хозяевам тачек, а жизнь, эта синяя птичка, бобик беспородный... Словом, мертвечина.

И совсем уже отпугивает и настораживает поразившая Лаэртского вслед за Ником, Костей Уваровым и многими прочими болезненное отношение к авторитетам, обидушка, что кто-то там еще вовсю слушает Янку, Олди, Егора. Мы, мол, тут трудимся, альбомчики штампуем, день ото дня повышаем свой профессиональный уровень, мы же и талантливее, и умнее, и одареннее, и музыкальнее, а слушают все равно этих, а не нас. Грустно признаться, но синдром Моськи заставляет тяфкать в поисках дешевой популярности все большее число обормотов. И вдвойне грустно узреть в этих рядах симпатичных и близких тебе людей. Полноте, милые, эта дорога ведет только в тупик.

Посему очередной прогноз: ботва на концертах будет все больше мочиться кипятком, а интереса в этом любой здравомыслящий найдет не больше, чем в многократном переиздании старых бородатых анекдотов, всем давно уже обрыдлых. И я очень хотел бы, чтобы это предсказание не сбылось.


ДК (Жариков)
"Пожар в Мавзолее"

Что-либо писать про данный альбом - сложно, ибо с тем же успехом можно было бы описать предыдущие 5-6. Все - как прежде. С другой стороны кассеты было записано "Зеркало души" 1988 г., и все подряд слушается как один бесконечный спектакль, было бы еще 10 часов - все то же. Жариков как Жариков. Лично мне - скучно. Если вам нет - слушайте на здоровье. Хоть все 30 альбомов.


НЕУЛАВИМЫЕ МСТИТЕЛИ
Песни: Кон 1

1. Вступление 2. Зимняя песня 3. Хоровод Анны 4. Дзямпа 5. Дзямпа де Вилагроссо 6. Ты сейчас в армии 7. Ленинградский связной 8. Q-ку 9. Женское начало 10. Мужская песня 11. Земля Санникова 12. Синдрабудуга 13. Ягода малина 14. 50-54 15. Звездный патруль 16. Я тебя ненавижу 17. Золото Макенны

Записано 21-22.11.90 на портостудни “Fostex-250”.

Плюха - гг., вокал, эффекты; Лысый - гг., вокал, эффекты, губ. гармошка; Жека Колесов - звук, запись, эффекты.

1990 ЛОЛИТА продукция

Первое, приходящее на ум - из старого мифологического "Аквариума" пение птичек на могиле сдохшего ума. Присутствовавшие тепло и дымно прощались.

Волшебный, все же, человек Женя Грехов, как женщина из песни про войну: уложит и разбудит и даст на дорогу. Отсутствовавший Жаба не преминул бы заметить: да, и причем в жопу.

А вообще это побочный, как и "Московские каникулы" Ника, ребенок загадочного конгломерата "Лолита". В нем нашли отражение Плюхины песни, творчество Лысого, образчики забракованных участников "Ракустики-90" с заботливо и трогательно наложенным вокалом, группа "Status Quo" и многое другое.

Зимняя песня - американский народный блюз + русские народные песнопения. Слить Америку и Россию (видимо, летние впечатления - смотри "Американский дневник" Плюхи).

И даже известное всем "умение" Жени Колесова делать звук в квартирных условиях вдруг лишилось кавычек. Хотя запись и концерт - вещи трудносопоставляемые.

Одним словом - еще один шаг к разрушению стереотипов. Главное ведь - чтобы человек хороший был, а играть и петь вполне можно научиться. Что и доказуется.


ЕГОР И ОПИЗДЕНЕВШИЕ
"Прыг-Скок" (детские песенки)

Про дурачка (Песенка о святости, мыше к камыше) / Отряд не заметил потери бойца / Про червячков / Красный смех / Ночь (посв. А.Введенскому) / Маленький принц возвращался домой / Еще раз про дурачка / Про мишутку / Когда я умер / Иваново детство / Прыг-скок

Посвящается лихой памяти Женьки Лищенко, а также выступлению сборной Камеруна на чемпионате мира по футболу в Италии-90

Все песни: Егор (Красный смех - Ромыч).

Егор - вокал, гитары, ударные и пр., Джефф - бас (4,5,11), гитара (7), Юлька Шерстобитова - подпевки (“Прыг-Скок”).

1990 ГрОб Records

Время существует для того, чтобы окончательно не сойти с ума. Это Кортасар. В петле - это Введенский. С пулей - это Маяковский. Женька Лищенко -это Эжен, умерший в Ленинграде, в онкологическом отделении больницы прошедшим летом. По небу бродит - это дурачок. Екеке, Маканаки и Роже Милла - это большие дети из Камеруна, которые не в курсе, что футбол - это не праздник, а работа. А слабо до утра заблудиться в лесу и заснуть, переставить местами забвенье и боль - это Янка. Плюшевый мишутка лез на небо прямо по сосне - это про и для нее.

У кого-то всю жизнь было большое желание Вудстока. А тут все так, словно не прошло уже больше двадцати лет. Просто все уже было. Прыг - под кожу, скок - на небо.

Ну что ты за дурак такой, спрашивающий: ведь после всего, что сказано, нужно покончить с собой? Или вправду не понимаешь? Легко тебе и красиво - не верю.

Впрочем, все это не имеет значения. Была "Гражданская оборона" - теперь нету. Егор говорит, что потерялась живость, слишком все все выучили и знали. Логика ваших вопросов тут не проходит. Ведь песенки-то пишутся и все непрерывно продолжается. Вы слишком буквально поняли фразу: мы будем умирать, а вы наблюдать. И теперь ждете физической смерти. Может, вам мало тех, что умерли?

Да что я, право. Кому вынется - тому сбудется. В аккурат все сбудется, все позабудется. Все образуется.

Кто - под колесами машины, кто - в больничке, кто - от пули, а кто - в петле. А кто - уже на небе. А кто - все бродит по лесу, ищет глупее себя.

И на все вопросы отвечать: всегда живой.


ТЕПЛАЯ ТРАССА
"Вниз и налево"

/репетиционная запись/

Стены / Щепки / Победители / Затем человеку крылья / Каждому свое / Пустячок (Попутная песня) / Не успеть / Тело / Товарищ Вечность

р 1991

Насколько я понимаю, это первая в Барнауле группа летовско-неумоевского направления. Ларчик открывается просто: автором стихов и идейным вдохновителем является Вадим Макашенец, редактор журнала "ПНС" и наш старый добрый знакомый. Если вы читали его журнал, то поймете, что все здесь не случайно.

Это действительно очень сырая репетиционная запись, тянущая лишь с грехом пополам на "демо". Куча лажи в звуке и исполнении, излишне нервный вокал, к тому же вокалист местами забывает текст. Но даже учитывая все это, у песен не отнимешь мощного драйва, трагизма, а пересечения с ГО и ИПВ тут не в подражании, а в духовной близости Вадика и вышеупомянутых лидеров направления.

Ведь если за песнями что-то стоит, то это видно и сквозь плохой звук, да и устранимо это в процессе работы. Все это ближе, если говорить о вещах духовных, чем отточенная сытость группы "9" и многих-многих других профессионалов от рок-н-ролла.

Только слегка напрягает захлебывающийся надрыв вокалиста - ведь напряжение уже заложено в самих песнях, в стихах и совсем не обязательно так явно его усугублять. Впрочем, это лишь мое личное мнение.

А в целом - ништяк; если группе поработать и научиться подчеркивать энергичную подачу техникой исполнения, то вы про них еще услышите. Во всяком случае, если будет еще одной крепкой сибирской группой больше, то это только к лучшему. Есть такая надежда.


ЧАЙ-Ф
"Четвертый стул"

Ковбои / Утро прощай / Вчера была любовь / Я был солдатом / Всему свое время / Что такое зима / Неохота / Завяжи мне глаза / Мой блюз / Вперед / Не спеши

Вова Ш. - вокал, гитара, Вова Б. - гитара, Вова П. - бас, Вова Ж. - альт, Валера С. - ударные, Лежа Жд. - текст, специальное обеспечение.

Были нужны: Настя Полева - вокал, Егор Белкин - акустическая гитара, Алексей Хоменко - рояль, Алексей Могилевскнй - сакс, задний вокал, Оля Хоменко - скрипка, Гоша – виолончель.

р 1991

В очередной раз за последнее время опровергается тезис, что "Чай-ф" - группа концертная и в студии не звучит. Так когда-то было, но так больше не будет. Сначала в этом убедил альбом "Не беда", теперь же - просто монументальная работа “Четвертый стул” (обратите внимание на участников проекта и набор инструментов).

Лично мне всегда казалось, что Шахрину больше удаются сентиментальные, распевно-балладные вещи. Я, конечно, очень люблю "Кота" и "Рок-н-ролл этой ночи", но - ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ. Альбом печален, но как водится на Руси, печаль светла, нет в ней безнадежности и плачут здесь по живым, пока они живы и танцуют на грани (ай-да Русь! - пр. машинистки).

Уральские ковбои - рок-н-ролльные джанки, и если кто-то не дождался всходов, то друзья его помянут: ведь он просто устал, что ж теперь поделать.

Дуэт Шахрина и боевой подруги Насти - выше всяких похвал. Это еще одна крепость, что хранит ковбоев - с ними всегда были прекрасные женщины, ждущие и верящие.

Свойственная многим в наши тяжелые времена тематика войны, солдат, прошедшего утра, любви, бывшей вчера - каждый из героев рок-н-ролла решает это по-своему. Да и рок-н-ролл - тоже фетиш. Это просто хорошая музыка. Это просто хорошая группа. Просто эти песни близки состоянию души на данный момент. Я люблю "Чай-ф". И лишний раз убеждаюсь, что "Чай-ф" любит меня. Но это - уже лишнее.


ВЫХОД
"Не могу кончить"

Больше презеров / Инспектор ГАИ / Женщины как лошади / Не могу кончить / Как мало любви / День большой осы / Безобразия / Вверх головой, ногами вниз / Сайр-ал-ибад-ил-ал-меад р 1991

Еще один ветеран - Сергей "Силя" Селюнин. Начинал "Выход" в обойме с "Кино", "Аквариумом" и "Зоопарком". Жизнь подраскидала кого-куда: кого-то нет, кто-то - в Америке, кто-то - молчит уже много лет. Силя - в Москве. "Выход" - группа ленинградская. Праздник остается с нами. Иногда, правда, портят лицо где-то в Волгограде, но выступить на "Индюках-91" это не помешало. И выступить по-ленински, кто видел - подтвердит.

На альбомчике - и старые, и относительно новые песни, все - как прежде, только запись уже профессиональная и слушается как добротная пластинка. Силя - патриарх "этих дел": он проторил дорогу для Лаэртского, "X.З." и многих-многих прочих. И патриарх этот до сих пор в отличной форме, ушла прежняя халява - и бог с ней. Песни Сили, не в пример многим последователям, не стареют и выдерживают закалку временем. Наступил день большой осы, не ссы, по-прежнему мало любви и все больше козлов. Не могу кончить - и слава Богу.

Не кончай, Силя, продолжай.

Р.S. Больше презеров –
А
ll you need is love –
Give peace a chance.

Ничего общего не заметили? Да здравствует Силя - автор новых гимнов нового поколения!


Фестиваль херовой музыки "Сто цветов"
За анонимное и бесплатное искусство!
(зАиБИ)

Москва'90

Эпиграф / Про гомосексуалистов / Песни про гавно / Серийная матерщина / Feinsliebchen / Не слушай / Дед Семен / Степь / Закат / Горный орел

Предполагаемый состав участников: арфа, виолончель, гобой, кларнет, саксофон, перкуссия.

Как во всяком концепте, крайне интересен прежде всего антураж: кассета упакована в резервуар из чистого свинца и снабжена порядковым номером, а также проспектом с подробными разъяснениями. Если это и вправду весь тираж издан так, а не только для рецензента постарались, то это очень круто.

Говорят, бывшие КСП-шники. Ну так с матерщины (блатняк) начали, матерщиной и закончили. Дистанция невеликого размера.

Местами похоже на сольные проекты Фриппа и Сильвиана. Что лишний раз доказывает, что авангард - искусство дутое, и технарь ты или бездарь - не суть важно. Важен концепт.

Пересказывать содержание пояснений - занятие пустое. Если вправду большим тиражом - кому нужно, прочитают.

Желаю вам хорошего мороза и поменьше посторонних.

Мечта же ваша - озвучить Конец Света - вполне реальна. Во всяком случае, чем больше концептуализма, обреченного и безнадежного, тем ближе то, что вы мечтаете озвучить.

Следовательно, трудясь и творя, вы приближаете и делаете близкой свою мечту.


ИВАНОВ ДАУН

Ouch – Putch / Sida-la-la / Pipsa / Teck-von-Teck / Tua (Jazz) / Shit Song / Eays / Esten-Ha / Munk-Nhiot / Dawn /Rock’n’Roll (Fait) / Ad Libitum.

Алексей "Макет" Дегтярь - гитара, вокал; Андрей Салехов - гитара, Игорь Вислоух - бас, Игорь Филькин - ударные. 1991

Хороший подарок всем любителям жесткой готической музыки плана EINSTURZENDE NEUBAUTEN, SWANS и т.п. Это действительно группа N1 нынешнего Киева. Впрочем, если вы внимательно следили за развитием музыки в столице Украины за последние годы, то согласитесь, что тщетно было бы ждать ROLLING STONES. Предпосылки и ситуация создали тщательно взращенного нового героя. Шагает по стране продукция западных индепендент-фирм и не знает она пощады - ядерные бомбы новостроек, лебедей и люблян ложатся в десятку, а диппеплы, юрахипы и кингкримсоны, повизгивая, разбегаются кто куда.

Но вместе с тем наступает эпоха личности (см. Ницше, Штирнера и тех же LAIBACH). Если таковая есть, то играть и петь она может все, что ей вздумается - стиль и направление уже не важны. С этим у "Иванова Дауна" все в порядке - безумному драйву Макета можно только позавидовать. Шаманит человек так, что просто страшно, не все выдерживают (типичные разговоры после концертов: "Группа - пиздец, но до конца не дослушал, ушел - уж больно лютая").

Местами мелькают тени Хендрикса и Димы Селиванова. Внешне и кое-где в манере игры напоминает нашего Лысого из "Лолиты". И - очень важный плюс "Иванова Дауна" - явственно видны пересечения с психоделией конца 60-х годов (GRATEFUL DEAD, JEFFERSON + кое-что из HAWKWIND). А это уже серьезно: ведь одним SWANSом-то сыт не будешь, к тому же - мое субъективное мнение - это тупиковый путь: формализм, оторванный от корней. Через зацепочку же сию лежит путь на бескрайние просторы подсознания - счастливого пути, безумные братья.


КАЛИНОВ МОСТ
"Выворотень"

Колесо вперед / Набекрень голова / Венчать / В воскресенье / Имя назвать / ...Колесо назад / Назад в подвалы / Гон в полдень / Увидеть в одном / Последняя охота

Запись: г. Москва, ноябрь 1990 г. Студня Морозова, центр Ст.Намина

Звукорежиссер: С.Соловьев, продюсер: Ст.Намин

Ревякин Д. - бас-гитара, пение; Смоленцев В. - гитара, клавиши (4), Щенников А. - бас-гитара, клавишные инстр., back-vос.; Чаплыгин В. - ударные, back-vос.

Рыбников Н. - клавишные (1-5), back-vос. (5), Воронов С. - губная гармошка (1, 6). р 1991

Если вы помните, мы расстались с Калиновым Мостом" и Димой Ревякиным на том грустно завершившемся концерте в УДС "Крылья Советов" с "Алисой" и "Крематорием" в июне 1989 г. Новая встреча, по иронии судьбы, происходила в тех же "Крыльях" 6 апреля 1991 года на тонких-борисовском "Роке против террора". Были, правда, до этого еще концерты в Питере и Н-ске осенью 1990, была сделана в Москве запись 1-го альбома группы. Это действительно первый альбом: ведь до этого у "Моста" со студийной работой не ладилось. Но тут ужо они отработали на полную катушку.

Материал - песни - сплошь новые: от старых Дима пока открещивается, только "Сансару" спел на "Индюках". Нынешнее же его творчество развилось из длинных баллад "Памяти Моррисона" ("Честное слово"), "Порог сорока" и т.п. На концертах все это пока слушается с трудом, осложняет еще и правильно замеченное Костей Кинчевым стремление к энергии со знаком "минус". Так что полное впечатление о "Мосте" современном можно получить пока лишь по альбому. Здесь очень много музыки, плотнейший, насыщенный и драйвовый звук, великолепная поэзия - оторопь берет от ревякинских прорывов на какой-то запредельный уровень. Видимо, все, что происходило с ним за эти полтора года, нашло здесь свое место - нам бы там побывать; безумный брильянт Сид Барретт и красавец-джанки Джим Моррисон, все эти приемники, настроенные на волну космоса встают перед глазами и по ту их сторону, рассвет души после ее гибели, молодость после безумия, жизнь после смерти.

"Назад в подвалы" - подтверждается концертом на "Курской" 13 апреля 91 г. Но и в подвалах сыро и душно, и тяжело все это слушать человеку, ждущему былых хитов "Моста" и обламывающемуся, когда взамен он слышит разговор с другими материями, солнцем, ветром и звездами, черные дыры вместо солнышка-ярилы. Но нет-нет и проскочит улыбка и все встанет на свои места, словно ничего и не было и не было, и охота - не последняя.

Набекрень голова... мимо детских снов пьяного понесло... увидеть себя в одном... в узел волосы завязать и поджечь...

А колесо вперед - колесо назад - Сансара это называется, братцы. Не заметили - ваше право.

Выворотень, горлом идет любовь, душа - нараспашку, голова - набекрень. Светло, но трудно. Так уже было - у Башлачева. И тоже многие не могли понять, как же так, зачем.

Дима и "Мост" вернулись. Не прохлопайте восхода нового солнца, не на кого потом будет пенять.


ЛОЛИТА (N 4)
"Печальный уличный блюз"

Март (Плюха) / Иерусалем, Салям Алейкум (Лысый) / Жабий блюз (Харисов) / Пробовал все как есть (Плюха) / Рэволюционная (Плюха) / Веселись. (Пущ, Плюха) / Песня Джексена (trad. аrr. Плюха)

Плюха - вок, гит., губ. гарм., Лысый - гит., вок (2), Жаба - ударные, подпев, Пущ - бас, подпев, Бабушка - эвукоинженер, Сергей Рыженко - вок. (6), скрипка (7,8), Татьяна Гурьянова - альт, Евгений Михайлов - саксофон, виолончель, Гриша - бонги, Андрей Харисов -гит. (2,3)

Вот ведь как бывает - если кто помнит рок-хронику "Ур лайта", к которой ваш покорный слуга приложил в немалой степени свою руку, то вряд ли можно было заметить там хотя бы проблески симпатий к этому содружеству с женским именем. Так что у всех разгромленных в этом и предыдущем "Коллекторе" есть надежда на лучшую судьбу.

После триумфального альбома "Московские каникулы" с Ником можно было ожидать, что и сама "Лолита" подвержена переменам. Предчувствия его не обманули. Именно печальный, именно уличный и именно блюз. Плюха, вроде, наконец научился петь.

О том, что Лысый - выдающийся гитарист современности, я, кажется, уже писал ранее. Так он еще и песни пишет, редко, но метко, на неподражаемом языке и с офигительной манерой исполнения. Жаба - Чарли Уоттс, тот тоже не очень любил сбивки и смены ритма. Очень милые и красивые тексты (Плюха бы добавил: "Ну, точно, особенно в "Иерусалиме" и "Песне Джексена"). Рыженко, правда, как Рыженко, он и в Африке Рыженко, это когда поет. Вообще - скрипка, альт и виолончель - ништяк, а лажа - чтоб слишком серьезно не воспринимали. Сказочные люди, эльфы. Мало таких. За то и люблю.