Журнал "Советское фото" 2 || 1934 - 02

ДИРЕКТИВЫ ВЕЛИКОГО ОЪЕЗДА-

В ОСНОВУ ВСЕЙ РАБОТЫ!

XVII съезд партии был величайшим событием, целой исторической вехой не только в истории пролетарской революции у нас, но и в истории революционного рабочего движения во всех странах.

Наш XVII съезд, великий съезд великой ленинской партии, - сказал т. Каганович, - отображает целую историческую эпоху, короткую по срокам, но невиданно богатую по содержанию, эпоху, превратившую Советский союз в могучее государство, занявшее передовые позиции в политическом, технико-экономическом, военном и культурном отношении.

Всемирно-историческое значение доклада т. Сталина на XVII съезде состоит именно в том, что это был отчет о руководстве величайшим переворотом, какой только знала история человечества, переворотом, сломавшим старый экономический уклад и создавшим новый, колхозный строй на базе социалистической индустриализации нашей страны.

Это был отчет о руководстве движением миллионов лучших, передовых представителей человечества в их борьбе за полное и окончательное освобождение от старого мира и за победу нового социалистического общества.

Именно поэтому наши грандиозные победы, наши успехи конкретно осязают и чувствуют "е только миллионные массы Советского союза, но и пролетарии и угнетенные всего мира..."

Доклад т. Сталина уже распространен в миллионах и миллионах экземпляров. Мы поэтому не станем здесь приводить цифровых данных, говорящих о нашем росте и победах, не будем повторять отдельных пунктов той замечательной большевистской программы второй пятилетки, которую на съезде развернул т. Сталин и которую съезд признал законом для партии на ближайшие годы.

Задача для нас, для работников на фронте фотоискусства, заключается в том, чтобы на своем участке работы изо дня в день конкретной работой претворять в жизнь великие задания пар-* тии и ее вождя. Это прежде всего означает, что мы должны средствами фотографии показать, как происходит тот победный марш к социализму, о котором говорил т. Сталин на съезде, как выполняется второй пятилетний план социалистического строительства, как' преодолеваются трудности, как ее

дется борьба с пережитками прошлого в экономике, в быту и в сознании людей и как эти остатки прошлого изживаются. Фото - и ллюстрация, фото-р азоблачения, фото-п р е-(д упреждения будут играть - уже играют - в нашей печати не меньшую роль, чем статья, диаграмма, рисунок, Теперь в печати уже нельзя ограничиваться одним словесным текстом, цифрами, сводками и диаграммами. Конкретность и оперативность в работе-что особенно подчеркивается директивами XVII съезда-властно требуют точного отображения того или иного факта: люди хотят этот факт видеть. И тут на помощь приходит фотожурналист, который должен уметь данный факт схватить и с художественной правдивостью показать миллионам людей.

Для того чтобы эту задачу правдивого показа нашей борьбы и стройки осуществить, работники на фронте фотоискусства - в первую очередь наши фотожурналисты - должны упорно работать над поднятием собственной квалификации. Наша действительность дает неисчерпаемый материал для художественных фотопроизведений. Но для того, чтобы их создавать, нужно эту действительность понимать, изучать и глубоко видеть. Только в результате такого серьезного подхода к объекту съемки исчезнет банальность, бесцветность и поверхностность, имеющие еще место в работе наших фотожурналистов. И только тогда наш снимок будет достоин именоваться советским фотопроизЕедением, насыщенным содержанием, политически заостренным художественным документом нашей эпохи.

Возьмем, например, продукцию С о ю з ф о т о х р о и и к и. Как часто она скучна и однообразна. Конечно, если сравнить хроникальную фотоиллюстрацию наших дней с тем. что было 2-3 года назад, то вперед мы шагнули гигантски. Но это очень мало по сравнению с тем, что требуется.

Индустриализация страны обязательно неизменно показывается в виде человека у машины, на машине, под машиной и редко что-либо больше. Слабость сюжета и композиции - вот что нужно отметить в работе нашей фотохроники. Борьба за лучшую, более содержательную композицию снимка - вот что поставлено сегодня в порядок дня.

Или возьмем показ реконструкции сельского хозяйства. Трактор, пашня и тракторист. Тракторист, пашня и трактор, - и редко что-либо более.

Нет, так дальше работать нельзя! Давать надо читателю больше, чем мы даем. Наш снимок, наша хроника, ваша фотоиллюстрация должны стать более культурными, чем до сих пор. Социалистическая индустриализация города и деревни - это не только машина и человек, трактор и пашня. Это значительно более сложные и многообразные процессы. Показать все многообразие этих процессов-вот наша задача.

XVII съезд партии поднял на высшую ступень все великое строительство в нашей стране. Он наметил новые методы и новые организационные формы работы. Союзфото с его легионом фотожурналистов, собкоров, спецкоров и фотокоров не должно отставать, а быстрее и по-новому двигаться вперед. Побольше самокритики, побольше работы по овладению техникой своего дела, побольше творческой инициативы, выше качество нашей продукции - только этим мы докажем, что сумели сделать для себя выводы из директив великого съезда большевиков.

Я. Осипович

ПРОТИВ ФОТОВРАНЬЯ и ФОТОВРУНОВ

Наш советский снимок должен не только информировать, агитировать и пропагандировать, но должен в то же время организовать людей на новую борьбу за новые достижения, на преодоление трудностей и выполнение плана.

Снимок свою роль выполнит только тогда, логда он будет композиционно интересен, художественно хорошо выполнен и будет отражать действительные факты нашей борьбы и строительства.

Может ли фоторепортер инсценировать снимок и подгонять его под желаемый им сюжет, т.е. допустимо ли, чтобы советский снимок был неправдив" Нет, это, конечно, недопустимо так же, как недопустимо, чтобы большевистская печать писала нарочитую неправду. "Могут ли, имеют ли право наши газеты, - спрашивает "Правда" от 24/II-34 г. - заведомо перевирать факты, даты, место того или иного события, фамилии действующих лиц, достойных одобрения или порицания?

Странный вопрос. Разумеется, нет, - справедливо отвечает "Правда". Разумеется, добросовестность, правдивость - непременные условия, непременный принцип большевистской газеты. Эту нехитрую истину охотно признает каждый газетный работник. Мало того, подавляющее большинство наших газет выдерживает этот принцип на практике - резонно считает своим долгом печатать лишь правдивые очерки, статьи, фельетоны, заметки.

И только для одного, - продолжает "Правда", -

вида газетного оружия правдивость почему-то не

считается обязательной. Только в отношении к

этому виду газетной продукции Странным образом

установилось у многих редакторов такое "либеральное" отношение. Здесь можно соврать, присочинить, переделать, "приспособить" факт, документ

к его, редактора, пониманию, "требованию момента".! !, I I | i;i I

Говорим о клише, о фотографии, о фотодокументе на страницах районной печати" - и дальше

Правда" приводит ряд примеров, как совершенно бесцеремонно редактора низовой печати извращают надписи, сопровождающие рассылаемые Союзфото снимки и клише. Мы считаем весьма

ценным тот факт, что "Правда" обратила на подобное искажение свое внимание, и полностью присоединяемся к ее возмущению и вместе с "Правдой" настаиваем на том, чтобы подписи под фото

не сочинялись и не извращались.

Подписи должны (точно соответствовать и объяснять то, что именно на снимке отображено; снимок же, в свою очередь, должен быть отображением не какой-либо инсценировки, а фактов, действительно имевших *место. Это положение обязывает не только редакторов не искажать смысла

средактированных Союзфото подписей под снимками, оно обязывает также и фоторепортеров,

собкоров и фотокоров, в свою очередь, не сметь

ничего инсценировать, врать и подгонять подписи

под снимками под определенные задания, не стесняясь тем, что на снимке отображено совсем не

то. что сказано в подписи под снимком.

К сожалению, такие случаи имеют место, и с авторами их должна вестись беспощадная борьба. Наша жизнь достаточно богата; она настолько многокрасочна, что дает достаточный материал фоторепортеру, фотокору, и совершенно незачем инсценировать, врать и выдумывать; нужно уметь из жизни брать то, что достойно всеобщего внимания и что наше советское фото призвано пропагандировать и организовывать.

Пускай буржуазная печать и буржуазное фото занимаются враньем и инсценировками. Нам это ко нужно. Нам нужен правдивый реалистический снимок, отображающий на основе фактов тенденции нашего развития, нашего победного революционного пути, нашей борьбы и достижений, разоблачающий отрицательное и поощряющий положительное.

Правда" в номере от 24 февраля с. г. приводит возмутительный факт, когда под снимком Союз-фото за." 165842 имеется подпись, из которой явствует, что этот снимок якобы изображает собрание по проработке материалов XVII парт-съезда. Если, однако, внимательно всмотреться в номер "Правды", который читают собравшиеся, - пишет "Правда", - нетрудно установить, что этот номер от 1 7/Х-33 г. т.е. он вышел задолго до открытия партсъезда. Читатель догадывается, что делал этот снимок не фотокор, а фотоврун и что он ввел в заблуждение и Союзфото и его абонентов. Зачем это было нужно, разве мало было возможностей заснять одно из тысячи происходивших в последнее время собраний, где миллионы людей действительно с громадным интересом и энтузиазмом обсуждали работу съезда?

Автором фотофальшивки в данном случае оказался фотокорреспондент Ленинградского отделения Союзфото, он же фоторепортер газеты "Красный путиловец? Луговой. К сожалению, редактор "Красного иутиловца" ограничился по отношению к явному халтурщику только выговором с предупреждением, Ленинградское же (отделение Союзфото поступило правильно, исключив автора фотофальшивки из числа своих фотокоров.

Мы можем сослаться на еще один пример недобросовестной работы собкора Союзфото т. Лисицына В. Д. который прислал в Союзфото снимете, в тексте которого говорится, что доярки колхоза "Герольд? Коростенского района ЦЧО прорабатывают доклад т. Сталина. После увеличения леечного кадра оказалось, что газета "Правда", по которой работают доярки, датирована 2/1-34г. (И содержит материалы... сессии ЦИК СССР с заключительным словом т. Молотова. Почему же нужно было лгать, что на снимке происходит проработка доклада т. Сталина, который был произнесен 26 января с. г. и конечно не мог быть опубликован в "Правде? 2/1-34 г."

Фото в газете - это, как пишет "Правда", "документальное оружие огромной силы". Нельзя никому позволять это оружие притуплять, пачкать фотофальшивками, и фотовраньем. Фотоснимок в газете должен итти вровень со всей советской печатью, он должен быть честным, правдивым, отображающим действительные факты нашей жизни.

В этом духе надо воспитывать наших фотокоров. Только так должны работать наши собкоры и фоторепортеры.

Фотофальшивкам и фотофальсификаторам не должно быть места в советской газете.

В. Борисов

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СНИМКАХ -

ПОКАЖЕМ БОРЬБУ ЗА УРОЖАЙ

Поднятие урожайности как зерновых, так и технических культур является одной из центральных задач социалистического сельского хозяйства на всю вторую пятилетку. В 1933 г. мы уже перекрыли дореволюционную урожайность зерновых. В истекшем году средний урожай зерновых составил

Щ г. i

1934 г. мы должны добиться урожая зерновых ее меньше 9 ц, а в последующие годы - не меньше 10 и, с га.

Наряду с ростом урожайности хлебов остро ощущается необходимость увеличения урожайности технических культур.

XVII съезд партии особенно сосредоточил внимание на задаче поднятия урожайности и расшире-яия животноводства:

По важнейшим отраслям сельского хозяйства съезд обязывает достигнуть следующего размера продукции: зерновых культур-1 048 млн. и, при урожайности 10 ц с гектара, сахарной свеклы - 276 млн. ц при урожайности до 200 ц с га, хлопка-волокна- 7 млн. ц при урожайности орошаемого хлопка до 12 и, с га, льно-волокна-8 млн. ц при урожайности до 3,7 и, с га, а продукцию животноводства повысить в два с четвертью раза" (из резолюции по докладам тт. Молотова и Куйбышева о второй пятилетке на XVII партсъезде).

С. С е ф еров.-Сотни, тысячи машин сходят с конвейера самого большого в м/.резавода гусеничных тракторов - ЧТЗ...

За посевную и уборочную кампании прошлого года фотокоры накопили некоторый, опыт оперативной борьбы средствами фотографии за высокий большевистский урожай. В весеннюю посевную кампанию второго года второй пятилетки этот опыт необходимо расширить и углубить.

Центральными требованиями здесь остаются политическая острота, оперативность и быстрота работы. От снимков попрежнему требуются глубокое политическое содержание, выразительность и агротехническая грамотность. Однако фотокоры обязаны дать более выразительные снимки, пропагандирующие положительный опыт работы лучших колхозов и совхозов, шире и глубже должны разоблачать при помощи фотоаппарата классовых врагов, вредителей, лодырей, разгильдяев, срывающих нашу борьбу за высокий урожай. Снимку необходимо предъявить более высокие требования и со стороны художественной формы. Качество работы фотокоров и фоторепортеров в области освещения весенней посевной кампании в этом году должно быть поднято на более высокую ступень.

Наша печать (в том числе низовая-политотдельская) требует снимка яркого, выразительного и по содержанию и по форме. Мертвые, сухие фотопротоколы не способны мобилизовать массы.

Напомним в связи с этим требования некоторых газет:

Желательно иметь -больше снимков крупного плана, - пишет "Совхозная газета", - фотоэтюдов, но при условии сохранения конкретности, документальности. Фото, показывающие совхозы "вообще", не нужны. Подача материала утомительно однообразна".

Комсомольская правда", очень широко использующая фото в своей повседневной оперативной работе, также отмечает:

Композиция снимков однообразна. Отсутствует крупный план. Над композицией фотокоры работают мало".

К этим высказываниям присоединяется и "Крестьянская газета": 1

В композиции снимков чувствуется большое однообразие, снимки зачастую скучны, неинтересны. Желательны более живые композиции, интересные точки съемки, больше динамики, крупного плана".

Подобные же требования выдвигает "За коммунистическое просвещение" и /ряд других газет.

Отсюда ясно, что газеты наряду с глубоким, политически выразительным содержанием требуют и яркой художественной формы, яркой композиции и большего разнообразия ракурсов, точек съемки.

В связи с этими справедливыми требованиями газет вопрос о повышении художественного качества снимков фотокоров выдвигается на первый план. Овладев политическими заданиями по данной теме, фотокор обязан научиться подавать важную политическую тему в соответствующей ее значению яркой художественной форме.

Фотокор может и должен использовать все средства художественного воздействия на зрителя, какие предоставляет в его распоряжение специфика фотографии как искусства, - живую композицию, динамичное и выразительное распределение об-

Б. К уд о я ров.-Колхозник-казак (за снимок автору присужден диплом на VII международном. фотосалоне в Кракове)

А. Грекулов. - Новые сорта урожайных хлебов - колхозным полям! Кастрация копоса перед искусственным опылением (из фотосерии Украинского генетико-селекцлонного института в Одессе) ектов съемки внутри кадра, выразительное освещение.

Какое значение имеет удачное освещение, убедительно доказывает снимок фотокора Матвеева "Дискование паров", помещенный в - 10 "Пролетарского фото" за прошлый год. Снимок сделан довольно скучным, "общим" планом при "неподвижном" горизонте, фигуры людей и лошадей поданы вяло, но необычайно удачное мягкое освещение придает снимку большую выразительность. Прекрасно проработаны борозды вспаханного и проборонованного поля и тени лошадей на них. В снимке много света и воздуха, снимок производит радостное, бодрящее впечатление.

Не меньшее значение имеет правильное применение крупного плана. По техническим условиям (плохие клише, плохая бумага и печать) для большинства газет, особенно низовых, фотоснимки крупным планом приемлемее снимков общим планом. Снимки со множеством деталей и загроможденным задним планом попросту не поддаются переводу на клише - получается сплошное черное пятно. Снимки крупным планом выходят в газетах лучше и красивее.

Кроме того съемка крупным планом позволяет лучше сосредоточить внимание зрителя на наиболее важных деталях. В некоторых случаях крупный план прямо необходим.

Разберем снимок т. Н. Кубеева - пахота в Макушинском зерносовхозе на Урале. Снимок построен так, что из него совершенно "убрано" небо, которое неизбежно висит слепым белым пятном на снимках фотокоров. Такая композиция всецело отвечает содержанию снимка: снимается пахота, т.е. земля, и небо здесь необязательно.

Трактор помещен на заднем плане, на переднем - взрытые им глубокие ровные борозды. Это гоже правильно: нам нужно показать не самый трактор, а качество его работы, т.е. npo-I веденные им борозды. Правильная композиция усилила агротехническую выразительность снимка - всякий видит, что данный трактор пашет хорошо.

Снимок построен по диагонали. В снимке есть движение, трактор действительно, движется, а не замер посредине поля, как на снимках, снятых честно "в лоб". Продуманная, примененная умело композиция крупным планом сделала снимок выразительным, живым и ярким.

Тема показа хорошей пахоты подана в соответствующей заданию форме.

Приведем еще снимок т. Маклецова из Сталинграда - пшеница нового урожая в колхозе "Первое мая". Снимок эффектен потому, что сделан крупным планом с хорошей проработкой фактуры зерна. Правильно примененный формальный прием хорошо выявил политическое задание - показать, что колхозники в результате ударной работы на севе и уборке получили прекрасный урожай. Применение формально композиционного приема в каждом конкретном случае диктуется конкретным политическим заданием - темой снимка.

Фоторепортеры и фотокоры должны больше уделять внимания художественному оформлению своих снимков, глубже прорабатывать вопросы композиции и освещения, шире применять композиционные приемы, увязывая их с темой снимка, непрестанно учиться и повышать свой политико-культурный уровень.

Н. К у беев. - Пахота в Макуш некой зе носэвхэзз (Урал)

СЪЕЗД ПОБЕДИ

В ФОТОРАБОТАХ С.

XVII съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) войдет в историю международного рабочего движения как съезд победителей, съезд единомыслящих и единодействующих пролетарских революционеров, добившихся в результате упорной беззаветной борьбы за чистоту ленинской генеральной линии величайших достижений в области индустриализации некогда отсталой страны, в области коллективизации сельского хозяйства. Партия большевиков,*руководимая своим Центральным комитетом, возглавляемая гениальным стратегом пролетарской революции, величайшим учеником и прямым продолжателем дела Маркса-Энгельса - Ленина т. Сталиным, наглядно и убедительно доказала возможность победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Осуществление этого основного ленинского тезиса, победы пятилетки, от признания которых не могут уклониться даже злейшие враги из капиталистического лагеря, "окончательно деморализовали и разбили в прах все и всякие антиленинские группировки" (Сталин).

XVII съезд прошел как съезд сталинского большевистского единства, как съезд, на котором не было оппозиции и представителям больших оппозиционных антиленинских группировок осталось только выступить с признанием и развернутой критикой своих ошибок. Вместе с тем XVII съезд явился съездом творческой самокритики, показавшей, что "головокружение от успехов" чуждо партии большевиков, что огромная радость побед не кружит им головы, что все силы партии с новым подъемом, с новой энергией мобилизуются на борьбу;с остатками и осколками враждебных классов, "а борьбу за повышение качества работы, за улучшение руководства ею, за преодоление всех трудностей, основа которых в данное время и в данных условиях лежит в людях, в нас самих. Съезд - в докладе т. Сталина и в своих решениях - дал развернутую боевую и практическую программу большевистских действий, которая несомненно будет выполнена и приведет к построению в Стране советов бесклассового общества, к новым и новым победам пролетарской революции во всем мире.

Совершенно понятен и очевиден интерес к съезду, к его материалам со Стороны широчайших масс рабочего класса и крестьянства, со стороны всех трудящихся. Многомиллионные тиражи докладов и решений съезда, выпускаемые Партиздатом, буквально поглощаются массой. Не как "собрание теоретических доктрин", а именно как практическую программу действий прорабатывает вся страна эти материалы. В любом цехе, в колхозе и совхозе, в каждом советском учреждении не просто изучают решения съезда, а проверяют свою работу в свете этих решений, немедленно же, сегодня же намечают дальнейшее лучшие пути своей работы в соответствии с указаниями съезда.

Исключительное значение и огромный интерес представляет и изобразительный показ съезда, - его фотографические материалы. Правда, эти материалы в своей значительной части свидетельствуют о слабости изображения по сравнению со словом в таких случаях, когда дело касается такого исключительного по своему содержанию "объекта съемки", как XVII съезд ВКП(б), но вместе с тем фотоснимки, сделанные на съезде, служат превосходной документальной

С. Евгенов

ТЕЛЕИ

БЛОХИНА и М. КАЛАШНИКОВА

иллюстрацией к печатным материалам съезда. Эти фотографические материалы дают основание для некоторых практических выводов о том, как советский фоторепортаж должен подходить к такого рода съемкам, что именно и как снимать.

С точки зрения не только изобразительности показа, но и самого содержания съезда недопустимо брать съезд,. происходивший в Большом Кремлевском дворце, изолированно от ряда связанных с ним событий и "объектов" (выражаюсь-нашим профессиональным языком), к тематике съезда неразрывно примыкают: грандиозная демонстрация московского пролетариата, обширная и ярчайшая демонстрация наших достижений на выставке в Политехническом музее, парад Красной армии в честь съезда, демонстрировавший мощь нашей армии и се готовность к)защите социалистических достижений, героический полет в стратосферу, убедивший всех, что большевики завоюют стратосферу, что нет в мире другой такой страны, которая чтила бы своих героев больше, чем Страна советов; нельзя, наконец, исключить из тематики съезда огромное внимание к съезду со стороны масс всего Советского союза - массовые митинги, собрания, посвященные докладу т. Сталина, проработка материалов съезда немедленно после опубликования на заводах, в колхозах, в красноармейских частях. Только все это, взятое вместе, в наиболее выразительных и ярких снимках дает изобразительное представление о XVII партсъезде (представление, которое при всех обстоятельствах, повторяем, несомнено "иже содержания этой 'Гигантской темы, представление, которое "ельзя брать изолированно от слова, от напечатанных документов съезда).

Обзор того, что сделано советскими фотоработниками на съемке XVII партсъезда, мы начнем

оценкой снимков собственно съезда. Более или менее систематически снимали съезд тт. Блохин и

Калашников. Несколько репортерских снимков и

большое количество обычных групп в кулуарах

сделал т. Петров (фото ВЦИК). Оценивая материал съемок, нельзя обойти молчанием условий

съемки. Условия эти несколько Ьблегчались участием в съемках кино, которому разрешалось изредка и на самое незначительное время включать

осветительную аппаратуру. В остальное время фотосъемка (Производилась "Лейками" на СС. Условия съемки, конечно, были труднейшие. Съемку

такого рода надо производить так, чтобы ни в

малой степени не помешать работе съезда, - работать надо тактично, рассчитывая и предварительно продумывая каждый свой дгаг, быстро и

уверенно. Трудность такого рода съемки обычно

усугубляется сознанием величайшей ответственности за результаты, приобретающие историческое

значение. I

Что же и как сняли тт. Блохин и Калашников" Они начали с Большого Кремлевского дворца* с внешнего вида Того здания, где происходил съезд. Опытные репортеры знают, что "так полагается", и правильно полагается - забывать о внешнем виде, где происходит то или иное важнейшее событие, нельзя. К Сожалению, тт. Блохин и Калашников мало снимали дворец - следовало снимать больше, ярче, разнообразнее. Следовало особо снять вход во дворец.

Затем они сняли делегатов, идущих на съезд. Ярко и разнообразно т. Блохин снимал делегатов по всему Кремлю на фоне его исторических памятников, соборов, "царя-колокола" и т. д. Правильный подход: эти снимки лишний раз напоминают о том, что большевики владеют твердыней старой России, здесь проводят свой съезд, отсюда бросают вызов всему старому миру.

Еще более разнообразно товарищи засняли общий вид зала заседаний - нового огромного зала, заполненного делегатами. В этой теме, к сожалению, упущены два момента: 1) вид зала до того, как он заполнен делегатами, и 2) момент заполнения зала. Тов. Калашников сделал снимок в момент, когда делегаты, после закрытия съезда, оставляя свои места, уходят из зала. Ценный снимок, но следовало бы снять и отмеченные нами сюжеты.

Съезд, как известно, проходил с огромным подъемом. Горячие овации, бурные аплодисменты, пение "Интернационала" служили великолепным зыражением этого подъема. Фоторепортерам удалось схватить лишь отдельные моменты этого подъема в общих и крупных планах, но они не дали, к сожалению, таких незабываемых картин, как встреча съездом т. Сталина, овации т. Кагановичу, овации после речи т. Ворошилова. Все же весьма ценными и яркими являются снимки т. Калашникова), показавшие |общий вид горячо аплодирующего зала, президиум, приветствующий делегации рабочих и колхозников, часть зрительного зала и весь президиум во время пения "Интернационала".:

Тов. Блохину удалось зафиксировать момент открытия съезда - речь т. Молотова. Тов. Петров хорошо снял заключительное слово т. Калинина при закрытии съезда. Тов. Калинин показан с большой и выразительной экспрессией.

Сталин. С именем этого величайшего человека нашей эпохи связаны надежды и мечты трудящихся всего мира. Великие и переломные эпохи создают своих гениев, которым вручают свои судьбы. Чем было бы рабочее движение без Маркса и Энгельса! Чем были бы пролетарская революция и социалистическое Ьстроительство без Ленина и Сталина!" ("Правда" от 11 февраля).

Высокая честь и ответственность фотографировать Сталина, фотографировать так, чтобы дать о нем яркое, впечатляющее (представление широчайшим массам трудящихся. Большое число снимков во время доклада т. Сталина удалось сделать г. Блохину. Из этого числа два (профильных портрета (особенно вертикальный) сделаны превосходно. В нескольких удачных снимках показан т. Сталин среди членов президиума съезда. Фоторепортерам удалось зафиксировать моменты, документирующие, что т. Сталин и во время съезда не прерывал своей текущей работы, что, сидя в президиуме съезда, он принимал доклады своего помощника и подписывал бумаги.

К числу лучших снимков президиума мы относим снимок Блохина, на котором президиум показан во время доклада т. Сталина (трибуна с т. Сталиным на первом плане). Этот снимок был напечатан в "Правде" с отчетом об открытии съезда и вызвал всеобщее одобрение. На страницах "Правды" он выглядел как большое художественное произведение (следует отметить - после вмешательства художников "Правды", которые умеют мастерски подчеркнуть достоинства хорошей фотографии). Очень выразительным является снимок того же Блохина, где т. Сталин снят в перерыве! среди членов президиума, окруженный слушающими его с сосредоточенным вниманием тт. Кагановичем, Ворошиловым, Орджоникидзе и др. Хороша полупрофильная группа президиума, снятая т. Калашниковым (печаталась в

Правде" и широко распространена через Союзфото). |

В разнообразных кадрах зафиксировали фоторепортеры выступления с докладами тт. Молотова и Кагановича. Во время съемок групп в кулуарах съезда т. Калашникову удалось сделать хороший новый портрет т. Л. М. Кагановича. Тов. Ворошилова на трибуне хорошо снял Блохин. I

Съемка докладчиков и выступлений в прениях проведена неровно. По отдельным/ выступлениям имеются только общие планы с залом и президиумом и нет крупных портретов. Калашников удачно сфотографировал т. Калинина и т. Кирова. Блохин хорошо снял Тт. Постышева и Блюхера. Ряд виднейших выступ%