Щепанская "Система: тексты и традиции субкультуры" | 03

Весьма интересная книжка, хотя местами перегружена научной терминологией, но как верно сказано в предисловии: "Книга не всегда читается легко. Однако мы можем рекомендовать читателям преодолеть подобные трудности - усилия наверняка окупятся". Окупаются, это точно.

Про "закат" (а точнее "завершение цикла" и роли в этом "олды") Системы (любого похожего маргинального сообщества):

Система служит своего рода банком информации, позволяющей выпавшим из общества людям реадаптироваться. Атомарная структура выглядит внешне как множество мелких непостоянных групп, основанных на личном знакомстве, либо вообще не включенных ни в какую группу, но известных и "своих" на тусовке людей. Численность тусующихся в этот период ниже, чем во время ядерного всплеска, символика различных течений не разделена, а, наоборот, перемешивается (например, появляются панки-пацифисты).

Но по мере того как один за другим пипл находят свое место в обществе - кто-то играет в рок-группе, кто-то поступает в вуз, женится, становится художником, - они все больше отдаляются и в конце концов выходят из Системы. Происходит отпочкование групп, уже не входящих в Систему, а преследующих собственные цели. Как объяснял мне один старый тусовщик, "околосистемная публика формируется следующим образом. Мы все входим в тусовочную жизнь, и потом люди находят свой круг людей, которые соответствуют по каким-то принципам, - и эти люди могут договариваться по телефону, встречаться на квартирах, на выставки ходить, выезжать... И получается чисто флэтовая тусовка. Сайгон (тусовка уличная. - Т. Щ.) уже для них теряет свою функцию. И постепенно они довольно далеко уходят от Системы. Хотя могут еще разделять ее идеи, думать как в Системе... Но уже отдельно. Второй путь: Система имеет много эстетических выходов. Писатели, например, музыканты. И у них тоже получаются свои пути общения. Свои проблемы у них, они около Системы", - а затем и вообще вне ее. Так от Системы отпочковались ролевики, фанаты различных рок-групп, художественно-авангардистские объединения и многие другие.

Небольшими группами или поодиночке, но каждый в атомарной структуре занят своим делом и все больше отдаляется от тусовочной жизни. Процесс поиска собственного места индивидуален. Результатом его в случае успеха должно быть укоренение человека (или целой группы) в "большом" обществе, и по мере прохождения этого процесса тусовка рассеивается.

Система как социальный организм переходит в новое состояние. Средний (наиболее активный в поисковой деятельности) слой ее съеживается - пиплы находят себе место вне Системы Периферия не пополняется, поскольку атомарная структура не занимается привлечением новых членов - это свойство ядерных структур. Постепенно численность Системы и отдельных группировок снижается, тусовка пустеет.

В конце концов остается узкий круг людей, кому было достаточно комфортно в рамках Системы Они не занимались активно поисками выхода из Системы, как остальной пипл. Система и так давала им высокий статус, уровень самооценки и самореализации, престижные позиции лидеров. Они последними покидают (или не покидают вообще) тонущий корабль. Да и идти им, собственно, некуда: весь строй их личности и внутренняя мифология приспособлены к жизни в Системе. Неизбежно наступает момент, когда они остаются лидерами без паствы. Именно в такие периоды происходит консолидация олды - узкого круга хранителей Системной мифологии.

Пока Система действует активно, большая часть олдовых энергетов занимает позиции лидеров в отдельных группировках. Между собой они связаны слабо, скорее, соперничают. В периоды же спада они, как уже говорилось, остаются без последователей.

Происходящее стимулирует их к поиску средств возобновления собственного статуса, а следовательно, восстановления среды, где он был, Системы или конкретного сообщества И особенно дорого ценят все, что давало им вес и влияние - системную символику. Последний по времени период "съеживания" я наблюдала в 1990-1991 гг. Одинокие олдовые волки в такие периоды ищут друг друга, собираются вместе, обсуждают дорогие для них темы "энергий" и "символа", обнаруживая, что понимают друг друга с полуслова, хотя говорят о вещах непростых и большинству не открытых. Это очень сближает их между собой. В таких условиях кристаллизуется и вербализуется Системная мифология, по-настоящему складывается эзотерический язык (в значительной мере индивидуальный - ведь ранее каждый фиксировал личные находки, предпочитая держать их в тайне). Бывшие лидеры, оказавшись в среде таких же, охотно делятся своими находками, навыками, символическими средствами Формируются длительные личные привязанности между олдовыми, что и ляжет в основу сетевой структуры.

Подобная фаза развития сообщества внешне выглядит как его исчезновение. Однако в действительности остается узкий круг хранителей его традиций и вырабатывается специальный эзотерический язык, предназначенный для сохранения кодов съежившегося, кажется, до исчезновения сообщества. Поэтому мы назвали такие группы хранителей "спорами традиции". Грибница то разрастается, то погибает, но споры остаются, и при благоприятных условиях они способны развернуться в новую грибницу. Так и хранители, пережив интерстадиал, могут дать начало новому циклу развития Системы.

Съеживание Системы до размеров фактически автономно существующего слоя олдовых - завершающий этап цикла самоорганизации. За ним следует повторение уже описанной последовательности событий, для чего необходим только приток новой молодежи, очередное расширение тусовки. Тогда пережившие спад, олдовые займут в новой среде позиции лидеров, поскольку владеют приемами манипуляций, управления, создания ядерных структур. Зерна традиции прорастут на новой почве: олдовые лидеры, напомним, не только управляют, но и обучают, передают традиции. Вслед за периодом ядерных структур снова явится атомарная тусовка, затем наступит период рассеяния и новые олдовые, оставшиеся от последней волны, пополнят круг хранителей.

Важно отметить, что после появления сети хранителей традиции сообщество может существовать и без продолжения давления границ, вызвавшего его к жизни. В самом начале ядерный всплеск порождался именно сгущением контактов под действием внешнего давления. Теперь же это не обязательно: олдовые хранители представляют собой ядра консолидации, необходимые для возобновления численности сообщества и образования ядерных групп. Далее цикл пойдет в той же последовательности: ядерный всплеск (многочисленные группировки, драки) - период тусовок (когда складываются и действуют внутренние нормы) - зерна традиции - снова ядерный всплеск и т. д. Первая стадия - отграничение - может быть отброшена, служа только толчком к образованию сообщества.

Очень интересно про "рок устроителей":

Снова и снова появляются, по выражению Л. Толстого, устроители, и каждый пытается воплотить свою утопию. Они приносят идеальную модель и символический мир и пытаются его материализовать Одна злая колдунья в сказке была очень красива, но, что бы она ни говорила, с губ ее спрыгивали жабы. Так и устроители: какую бы утопическую картину они ни пытались воплотить, получаются, как правило, тирании. Существует некий рок устроителей. Нам представляется, что проделанная нами работа дает ключ к этой проблеме Манипуляции с символикой просты и стандартны - аналогичны и ошибки манипуляторов.

Они связаны с ролью лидера. Итак, открытие всякого лидера состоит в необходимости нахождения символа, способного быть принятым в данном сообществе Затем, наполняя его нужными нормами и программами, лидер фактически заставляет членов сообщества принимать их. Идентифицируясь с символом, они, не всегда осознанно, идентифицируются и с нормами, заложенными в него лидером. На этом основана модель управления: важно только, какие конкретные нормы будут заложены в символику.

Если процесс носит естественный характер, то и нормы складываются такими же Они зависят, как мы выяснили, от задач сообщества, задачи - от интересов и потребностей, объединивших людей. Интересы же и потребности зависят от положения их в обществе. В конечном счете "естественные" нормы определяются положением сообщества в социальной структуре. Они специфичны для различных сообществ, как и их цели. Набор норм и ценностей, в свою очередь, определяет структуру взаимодействий, тип функционирования сообщества - станет оно проводником информации, производителем материальных благ, "мозговым центром" или чем-либо еще От того, насколько нормы сообщества соответствуют его задачам, зависит их выполнение.

Если же нормы (программы, "начинка" символов) вносятся лидером-устроителем искусственно, то они редко соответствуют естественным. Лидер всегда роковым образом зависит от собственной роли. Когда он формирует поведение подопечных, то прежде всего должен программировать послушание, чтобы оставаться лидером Результаты мы проследили на примере кришнаитской группы. Лидер формирует личность преданного, т. е. навязывает прежде всего нормы служения, смирения, терпения, отказа от ответственности и воли (передающихся лидеру). Иными словами, лидер задает комплекс норм, приводящих к сложению структуры взаимоотношений, обозначаемой как "ядерная". Самой его ролью предопределено, что он будет вкладывать в символику код ядерной структуры. А эта структура, как мы видели, не способна ни на что, кроме самовоспроизводства Никакие другие (производительные, творческие) функции она эффективно не выполняет, это структура-пустоцвет.

Естественная и внесенная лидером структуры неминуемо входят в противоречие Естественная структура и соответствующий комплекс норм и ценностей возникают в любом сообществе. Даже если лидер считает, что создает сообщество сам, это иллюзия: для того чтобы некоторое множество людей приняло внесенный им символ как "свой", необходимо, чтобы у них до этого выявились общие цели и потребности, т. е. существовала уже общность, пока себя не осознающая. В момент принятия общего символа появляется самосознание. Лидер в действительности не создает сообщество, а проявляет его самосознание Но если до этого уже существовали какие-то специфические для данного множества людей интересы (например, для хиппи - неопределенность, поиск себя, творческие устремления), то складывающиеся в перспективе нормы уже предопределены - они станут кодом структуры, способной обеспечить реализацию проявленных интересов и выполнение задач. Лидер же привносит код иной - ядерной - структуры.

Так и в "большом" обществе: авторитарный лидер привносит ядерную структуру, поддерживая и упрочивая вертикальные связи, иерархию, замкнутую в центре. В то же время общество должно иметь горизонтальные связи различного типа: семейные (для обеспечения воспроизводства населения), производственно-обменные (для поддержания заинтересованности в материальной сфере) и множество других. Центр же стремится все замкнуть на себя, в итоге обе структуры приходят в противоречие

Далее возможны различные варианты развития событий. В первом случае лидер подавляет естественную структуру, и все сообщество организуется по типу ядерной. Но она нежизнеспособна - поэтому гибнет (можно назвать ее структурой-самоубийцей) либо паразитирует на других сообществах Не случайно везде, где упрочена иерархия, наблюдаются репрессии, войны с соседями, социальные трагедии - ядерная структура ведет себя как самоубийца. Также она может стремиться к завоеванию - собственно, к паразитированию. Как правило, долго подобные образования не живут.

Следующий вариант: лидер не принимает естественную структуру, но подавить ее не может. В таком случае его свергают.

Третий вариант: лидер вкладывает в свою символику нормы, сложившиеся в данном сообществе, естественные. В результате формируется функциональная структура, соответствующая задачам данного сообщества. Но, выполнив свои задачи, сообщество должно распасться. Наряду с функциональной, должна сложиться и ядерная структура, способная обеспечить диахронную передачу кодов сообщества.

Как показывает опыт, принять естественные нормы и ценности сообщества способен только лидер, воспитанный им. Для него символы сообщества естественно связаны с их нормативным наполнением, т. е. он не своей волей кодирует их, а несет традицию. Меняются задачи - должны трансформироваться и нормы, начинка символики, иначе новая "естественная структура" придет в противоречие со старой. В связи с этим роль лидера (если он хочет быть устойчивым) состоит не только в трансляции традиции, но и ее модернизации: он фиксирует новые цели и формирует соответствующие им нормы и ценности. Но соблазн ядерной структуры велик каждый последующий лидер все в большей степени укрепляет механизмы подчинения, активнее упрочивая вертикальные связи, и со временем общая структура сообщества становится более жесткой. Увеличивается удельный вес ядерных структур, а функциональные становятся менее гибкими, замедленно реагируя на изменения среды. Если не произойдет смена языка (парадигмы), то сообщество рискует прийти к стагнации и погибнуть в случае резких изменений. Это можно назвать инерцией воспроизводящих структур. Ядерные образования удивительно живучи. Их не надо создавать специально - они возникают сами и остаются, даже если гибнет все остальное: может пропасть нужда в функциях, ради которых сообщество возникло, и исчезнет функциональная структура, но останется ядерная и будет воспроизводить сообщество-пустоцвет.