Амфитеатров "Дьявол. В быте, легенде и в литературе средних веков" | 02

clu252

В моисеевском учении Сатана еще не занимает видного места. Это, по остроумному сравнению Артуро Графа, его отрочество или юность, далекие до совершеннолетия.

Бог Ветхого Завета - "бог топчущий, как глину, своих врагов"

А разгадка того, что в Ветхом Завете "дьявола все нет" проста - они еще не "доперли" до разделения на чистое добро/зло, все у них (пока) в одном лице. Более того, постоянно твердится что "Я, Господь Бог, - ревнитель", что делает невозможным однозначное существование какого-нибудь мощного дьявола. Все зло (например, побиение египетских младенцев-первенцев) делает он самолично или посредством своих слуг, которые действуют строго по его поручению.

"в блестящей фантастике ересей" - отлично сказано.

cdn3173

Прогресс в христианском учении:

Известно, что христианская церковь не решилась сделать то, что в известное время своей религиозной истории сделали евреи: резко и категорично отвергнуть существование языческих богов. Христианская церковь не отрицала существования божеств - пусть языческих, но все-таки божеств, - а только настаивала на их ложности и злобности. Такое рассуждение обратило их в демонов. Это самый излюбленный пункт апологетов и отцов первобытной церкви, на котором они настаивают с особенно пылким жаром.

(Венеры и Апполоны живы, но преображены и искривлены в сторону "черноты", Харон по прежнему работает в дантовском Аду итд).