HORTUS DAEMONUM: СЛОВАРЬ ИНФЕРНАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

HORTUS DAEMONUM: СЛОВАРЬ ИНФЕРНАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Избранные главы.

ИНТРАДА, макет, иллюстрации 1998 г. А. Е Махов, текст 1998 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ

Предмет данного словаря - христианское предание о демонах. Существование этого предания в форме мифа - то есть истории, не подвергаемой сомнению, - имеет естественные границы во времени. Нижний предел - иудаистская ветхозаветная традиция, которая уже знает сатану, но этот сатана еще включен в <Божественный совет> и выполняет волю Бога, не имея пока собственной воли, - той воли, которая и является главным фатальным атрибутом и отличием христианского дьявола. Верхний же предел, по нашему мнению, - поэтические творения, в которых впервые прозвучали ноты сочувствия к дьяволу - как к богобор у, полному достоинства, у Мильтона или как к нравственному страдальцу, слезами смывающему свой грех, у Клопштока. Ни ведьмовские костры, ни наука Нового времени, охотно включившая дьявола и его вотчину - ад в свои конструкции (см. статьи <Ад> и <Демонология>) и в эпоху Ньютона все еще рассуждавшая о <естественных свойствах> демонов и ада, не смогли убить дьявола. Его убил не огонь, но слезы сочувствия, которые вочеловечили дьявола и превратили его из существа абсолютно <чужого> (<чужой>, alienus - одно из определений дьявола в патристике, забавно перекликающееся со всем известной мифологемой современной фантастики) в нечто вполне знакомое и понятное. Дьявол стал метафорой человека и перестал существовать как миф; он перешел в разряд литературных условностей, и в этом своем качестве - как герой разного рода <адских почт>, <разговоров в царстве мертвых>, <видений на брегах Леты> и т. п. - не является предметом нашего словаря.

Текст.